21 сентября, четверг
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
"Вторжение", отдельный выпуск №2 | C. Schmitt | Totaler feind, totaler krieg, t Напечатать текущую страницу

Carl Schmitt

Totaler feind, totaler krieg, totaler staat

Всеобщий враг, всеобщая война, всеобщее государство.

1

Всеобщие войны, в известном смысле слова, велись во все времена; учение о всеобщей войне появляется, однако, только лишь во времена Клаузевитца, который говорит об "абстрактной" или "абсолютной" войне Затем под влиянием событий последней великой войны формула всеобщей войны наполняется особым смыслом и действенной силой. Начиная с 1920 года она превращается в господствующий лозунг и четко обозначается сперва во французской литературе в заголовках типа "тотальная война". Позже она возникает в 1926-28 на переговорах комиссии по разоружениям в Женеве, где находит выражение в понятиях "возможности войны", "морального разоружения" и "всеобщего разоружения". Фашистская концепция "всеобщего государства" в Италии пытается дополнить формулу всеобщей войны с точки зрения государства. Их взаимосвязь образует понятийную пару: всеобщее государство - всеобщая война. В Германии же разработка политических понятий с 1927 года расширила ряд взаимосвязанных всеобщих элементов до трех: всеобщий враг, всеобщая война, всеобщее государство. Работа Эрнста Юнгера "Всеобщая мобилизация" (1930) способствовала прорыву этой формулы в повседневное сознание. Но только брошюра Людендорфа "Тотальная война" (1936) показала всю беспредельность ее распространения и невозможность ей противостоять. Эта формула действительно встречается повсеместно; она принуждает к созерцанию такой действительности, от ужасов которой повседневное сознание скорее всего отвернется. Однако подобные формулы всегда таят в себе опасность распространения по всей стране, по всему миру и могут превратиться в стертый бессмысленный шаблон, заезженную пластинку публицистической братии. Исходя из этого, полезно было бы дать некоторые разъяснения. А) Война может быть всеобщей в случае предельного напряжения сил и предельного же задействования всех, в том числе и последних резервов. Но она также может быть названа всеобщей в смысле воздействия на противника, то есть в смысле беспощадного применения различных видов оружия массового поражения. Когда известный английский автор Дж.Ф. Фуллер в своей недавней работе говорит о том, что итальянская кампания в Абиссинии была примером современной "всеохватной" войны, он говорит только лишь о применении эффективных видов оружия (самолеты или газ), в то время как Абиссиния, которая, если исходить из этой точки зрения, вообще не была способна к ведению современной всеохватной войны, с другой стороны дошла до предельного использования всех своих резервов против Италии, когда давление, оказываемое при помощи санкций Лиги Наций, еще только достигало своей высшей точки, что впрочем не привело ни к нефтяной блокаде, ни к закрытию Суэцкого канала. Б) Война может носить всеобщий характер с обеих сторон или же только с одной стороны. В своих проявлеиях она может сознательно ограничиваться, дозироваться и рационализироваться обеими воюющими сторонами, не только в силу географического положения или применения военной техники, но и в силу господствующих политических принципов. Типичная кабинетная война 18 века была, в этом смысле, абсолютно сознательно и принципиально ограничена; она основывалась на четком отделении участвующего в боевых действиях солдата от нейтрального горожанина, продолжающего занятия своим ремеслом, отделении военного от штатского, бойца от не-бойца.

В то же время со стороны Пруссии семилетняя война Фридриха Великого по сравнению со степенью напряжения сил другими державами носила до некоторой степени всеобщий характер. Здесь мы сталкиваемся с типичным для Германии положением вещей: из-за относительно неблагоприятного географического положения и значительного превосходства коалиций противника немецкое государство исторически вынуждено прилагать гораздо больше усилий в войнах, чем его великие соседи, обладающие большими материальными и духовными ресурсами.

В) Характер войны может изменятся в ходе военных действий. Изначальное стремление к борьбе может ослабевать, но может и усиливаться. Так произошло, например в ходе Первой мировой войны 1914-18 годов, когда ход развития войны вскоре вынудил Германию задействовать все свои экономические и промышленные ресурсы, а Англию ввести в свою очередь всеобщую воинскую повинность.

Г) И наконец, всеобщей войне всегда сопутствует одновременное развитие особых методов противостояния и конфликтов локального характера. Все они прежде всего должны помочь избежать любой тотальной войны, если она сопряжена с таким же тотальным риском. Так после Первой мировой войны сложилась практика так называемых "демонстраций силы", куда на первой стадии относятся локальные конфликты ( остров Корфу в 1923 или японско-китайский конфликт 1932), затем попытки экономических санкций согласно статье 16 устава Лиги Наций ( например, осенью 1935 против Италии), ну и наконец - открытая проба сил на чужой территории ( война в Испании 1936/37). Их истинное значение находится в теснейшей взаимосвязи со всеобщим характером современной войны. Все это - примеры переходного состояния между настоящим миром и открытой войной. Их скрытый смысл заключен в возможности всеобщей войны, что и обусловило в последнее время определенная настороженность. Только такое понимание событий поможет нам верно оценить их с точки зрения права народов.

2

В войне скрыта суть вещей. От способа ведения всеобщей войны зависят вид и проявление всеобщности в государстве. Вид и проявление всеобщности в самой войне могут определяться видом оружия. Но смысл всеобщей войны раскрывается лишь через понятие "всеобщий враг". Различные виды вооружений и способы ведения войны, на суше, на море, в воздухе по-разному определяют всеобщность войны. Каждый из этих способов вести войну окружен особенным, присущим только ему миром представлений и понятий. Распространенные представления о "подъеме масс", "народной армии", "вооруженном народе" относятся к войне на суше. Из этих представлений развивалась континентальная теория всеобщей войны, обобщенная Клаузевитцем в его концепции войны на суше. Война на море отличается не только своим масштабом, стратегией и тактикой. В целом она всегда была в особенности войной против торговли и экономики противника, к тому же войной против мирного населения, экономической войной, вовлекавшей в военные действия по законам грабежа, нонтрабанды и блокады также и нейтральных торговцев. Война в воздухе до сих пор не оформилась в виде полнозначной и самостоятельной системы. До сих пор не существует такой картины мира, в которой война в воздухе по всем своим представлениям и понятиям полностью соответствовала бы войне на суше или на море. Однако сегодня война в воздухе значительно влияет на формирование единого образа всеобщей войны, ведущейся в трех измерениях.

Ответ на вопрос, может ли вестись всеобщая война, сегодня гораздо более очевиден и однозначен, чем ответ на вопрос, как она будет вестись. Всеобщий характер войны может быть достигнут, исходя из совсем разных отправных точек. И кроме того, тот тип человека, на плечах которого в основном лежит ведение всеобщей войны, тоже неоднозначен.. Слишком просто было бы считать, что в той самой мере, в какой война считается всеобщей, на ней повсеместно будет господствовать тип солдата.

Когда, как уже говорилось, всеобщая мобилизация снимет различие между солдатом и штатским, следствием этого вероятно может быть превращение солдата в штатского, точно так же, как и штатского в солдата. Вернее всего, оба они превратятся во что-то новое, третье. В действительности же, все зависит от общего характера войны. Истинная религиозная война превращает солдата в орудие священника или проповедника. Всеобщая война, имеющая экономические причины, делает его инструментом господствующих в экономике группировок. Бывают и другие формы войны, когда сам солдат становится прежде всего образцовым воплощением народного характера и души. Географическое положение, разнообразнейшие расовые и национальные особенности способствуют тому, что у больших народов та или иная разновидность войны обязательно получает перевес. И сегодня кажется невозможным, чтобы один народ одинаково проявил бы себя одновременно во всех трех разновидностях тотальной войны, религиозной, экономической и народной, ведя ее при этом на суше, на море и в воздухе. Центр тяжести обязательно сместится в ходе развертывания сил в сторону той или иной разновидности войны, что и придаст особенные черты образу данной всеобщей войны в картине мира.

До сегодняшнего дня в истории европейских народов преобладало противопоставление английской войны на море и войны на суше, характерной для континентальных держав. Констатируя это, следует говорить прежде всего не столько о некоем противопоставлении "торговцев и героев", сколько об осознании того, что каждая разновидность войны по сути может быть всеобщей и, исходя из своих особенностей сформировать мир понятий и идеалов, обусловленных мировоззрением, правом народов, конституционным правом. Эти понятия и идеалы имеют решающее значение для оценки фигуры солдата и его места в общем организме народа. Было бы ошибкой считать английскую войну на море последних трех столетий в отличие от всеобщей войны на суше, по концепции Клаузевитца, заведомо невсеобщей, а по сути своей просто торгово-экономической и тем самым не осознавать ее ярко выраженной специфической всеобщности. Английская война на море также содержит в себе ядро тотальной картины мира.

Английская война на море действительно тотальна в смысле способности к абсолютной вражде. Она способна мобилизировать религиозные, мировоззренческие, психические и моральные силы, как способны были лишь немногие из войн мировой истории. Война на море между Англией и Испанией была схваткой мирового масштаба между германским и романским народами, между протестантизмом и католицизмом, кальвинистами и иезуитами, и в мире найдется немного примеров такой глубочайшей, последней степени вражды, как та, что вспыхнула у Кромвеля по отношению к Испании. Английская война против Наполеона также превратилась из войны на море в "крестовый поход". Во время войны против Германии в1914-18 годах английская пропоганда сумела "от имени всего цивилизованного общества, прогрессивного человечества, свободы и демократии" привлечь колоссальные запасы умственной и моральной энергии против прусско-немецкого "милитаризма". Английский дух стал мощным фундаментом для толкования индустриально-технического прорыва 19 века с позиций изначально специфически английской картины мира. Герберт Спенсер спроектировал разошедшуюся по всему миру в виде бесчисленных популяризаций и уникальную по эффективности концепцию истории, пропагандистская сила которой успешно подтвердилась в ходе Первой мировой войны 1914-18. Ее суть в том, что философия прогресса человечества представляется в виде развития от феодализма к торговле и хозяйству, от политики к экономике, от Солдата к Промышленнику, от войны к миру. Поэтому солдат в прусско-немецком смысле этого слова становится безусловно чем-то "феодально-реакционным", некоей "милитаристской" фигурой, которая стоит на дороге прогресса и мира.

Английская война на море развила и обосновала в дальнейшем на основе своих особенностей полнозначную, замкнутую в себе систему понятий, которые весь 19 век утверждались путем противопоставления соответствующим понятиям континентального права народов. Существуют англосаксонское понятие врага, которое подразумевает отрицание континентального различия между военным и штатским, бойцом и не-бойцом, англосаксонское понятие войны, которое включает в себя экономическую войну. Короче говоря, фундаментальные понятия и нормы права народов по-английски сами по себе являются тотальными определенными признаками некоторой картины мира, которая сама по себе также тотальна.

Английский идеал устройства общества, провозгласивший одним из основных мировоззренческих принципов подчинение солдата буржуа , в ходе либерального 19 столетия был перенесен на европейский континент. Цивилизация в смысле этого идеала - это господство штатского, обывательского, в сущности невоинского идеала. В свете этих представлений состояние общества всегда сводится только к гражданско-буржуазной системе, для которой, согласно известной формулировке Клемансо, солдат имеет право на существование лишь постольку, поскольку он защищает гражданское буржуазное общество и при этом подчиняется гражданскому руководству. Солдатское государство Пруссии по сути вело столетнюю внутриполитическую борьбу против этого общественного идеала. Именно ему оно проиграло осенью 1918 года. Внутриполитическая история прусской Германии с 1848 по 1918 год была непрекращающимся конфликтом между армией и парламентом, непрерывной борьбой, которую правительство должно было вести с парламентом за формирование армии и особенно за контроль над армией, борьбой, в которой при подготовке страшной и неизбежной войны возобладала не внешнеполитическая необходимость, а внутриполитические компромиссы. Версальскому диктату, который установил все подробности организации и вооружения армии согласно внешнеполитическому "договору", на протяжении пятидесяти лет периодически предшествовали различные внутриполитические договоры между прусско-германским солдатским государством и его внутриполитическими противниками, в которых все подробности организации и вооружения армии были обусловлены внутриполитическими соображениями. Раздор между буржуазным обществом и прусским солдатским государством привел к неестественному отделению военного министерства от генерального штаба и ко многим другим расколам, корень которых все в том же противопоставлении импортированного непосредственно из Англии или пришедшего позже через Францию и Бельгию обывательского и исконно немецкого солдатского идеалов устройства общества.

Сегодня Германия преодалела этот раскол и сплотившись в единстве накапливает свою военную мощь. Конечно, будет предпринято множество попыток в стиле старых пропагандистских методов увязать это с милитаризмом, чтобы возложить на Германию единоличную вину за подготовку к всеобщей войне. Но подобные поиски виновных также принадлежат всеобщности взаимных обвинений в мировой истории. И перед тем, как народы вновь провалятся в бездну всеобщей войны, необходимо поставить вопрос: действительно ли сегодня между европейскими народами налицо всеобщая вражда. Война и вражда принадлежат истории народов. Но самая страшная беда приходит тогда, когда, как во время войны 1914--18 годов, вражда ложно развивается из войны вместо того, чтобы, как это бывает в естественном и осмысленном порядке вещей, предстоящая, неизменная, чистая и тотальная вражда духовных принципов вела бы нас к Божьему промыслу всеобщей, тотальной войны.


"Вторжение", отдельный выпуск №2, М., 2001

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    25 августа 2015, 14:00
    Владимир Карпец: Если "элита" действительно хочет быть таковой, она должна прежде всего сама перестать быть частью "потребительского общества"
    29 мая 2015, 23:00
    Джеф Костелло: Спящий должен пробудиться и растолкать всех остальных - пинками и криками - прочь из тьмы, прочь из пещеры - в реальную жизнь
    19 апреля 2015, 20:00
    "Вершина айсберга" под названием "Злыдота": уникальная группа, исполняющая этнический арт-рок, выпустила альбом
    7 апреля 2015, 20:00
    Виктория Кузнецова: Религиозные смыслы стихотворения Александра Твардовского "Я убит подо Ржевом"
    23 марта 2015, 17:00
    Владимир Карпец нуждается в помощи
    21 декабря 2014, 14:00
    Юрий Мамлеев: Русская идея может осуществляться не только на Земле, но и в других пространствах видимой и невидимой Вселенной
    19 декабря 2014, 01:00
    Сергей Петров: Cтарообрядчество - единственная реальная сила
    1 декабря 2014, 02:00
    Максим Морозов: Предэкзистенциализм Федора Достоевского
    22 ноября 2014, 02:00
    Moon Far Away: То, что творится сегодня вокруг России - это Апокалипсис для нашего поколения
    10 октября 2014, 18:00
    Юрий Мамлеев: Эта книга не для всех…
    ВЕСЬ АРХИВ