21 сентября, четверг
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
"Вторжение", №20 | М. Вербицкий | Культурные провокаторы | 2001 Напечатать текущую страницу

"Вторжение" №20, М., 2001

Михаил Вербицкий

Культурные провокаторы

Имеется в российской псевдо-интеллектуальной среде миф о т. н. "актуальном искусстве", активно распространяемый писателями, художниками и критиками. При очевидной и никем, кажется, не оспариваемой вторичности собственно искусства и идеологий, основной чертой "актуального искусства" стала т. н. провокационность. Об этом следует говорить.

Слово "провокационность" появилось, видимо, как калька с английского глагола "to provoke", и соответствующего прилагательного "thought-provoking" — вызывающий мысли. Но в русском языке отложилось другое, исторически более оправданное однокоренное слово "провокатор", значит "внедрившийся в революционное движение стукач". Язык определяет бытие, и каинова печать слова провокатор до такой степени отпечаталась на доморощенных "актуальных артистах" и обслуживающей их критике, что уже и не скажешь, чем они больше интересуются — провокацией как вызыванием мыслей или провокацией как внедрением в структуры системы и искусства, с последующим сотрудничеством (или симулируемой конфронтацией), с единственной целью — вызвать систему на полицейскую акцию. Как и провокаторов революционного движения (того же Азефа), современного провокатора влечет действие ради действия — сотрудничество провокатора с системой или антисистемой есть не более чем удобная маска, под которой ничего нет.

Основной прием современного провокатора — собственно провокация — это декларативное присваивание какой-либо радикальной идеи, с целью, не имеющей никакого отношения к утверждению этой идеи и вообще политического и эстетического радикализма. Культурный провокатор есть мещанин, конторский служащий, по праздникам и в подпитии нацепляющий кожанку и нарукавную повязку революционера. Другая черта современного провокатора — это патологическая боязнь ответственности. Провокатор, будучи спрошен о смысле его радикальных высказываний, будет ходить вокруг да около, рассказывая о постмодернизме, Барте, Делезе и ситуационистах, но никогда не согласится, чтобы его радикализм воспринимали прямо по тексту. В отличие от радикала, провокатор не воспринимает свой проект как единственно и отдельно существующий — его высказывания и не представляют собой никакого проекта, являясь (по выражению М. Гельмана) не альтернативой к рутине политики мэйнстрима, но всего лишь острой (и необходимой) левацкой приправой к традиционно скучной и пресной либеральной парадигме. Будучи привлечен к судебной ответственности за деструктивные (хотя и не вредящие никому) действия — провокатор обращается к богатым адвокатам, либеральным правозащитным движениям, и пытается доказать, что состояние здоровья не позволяет ему сидеть в тюрьме.

Отсутствие собственного проекта (политического или эстетического) есть основа импотенции и убожества современного мира, его политики и искусства. Нигде эта бесцельность, повсеместное беспорядочное блуждание глухих и слепых идиотов, не проявилась так полно, как у "провокаторов".

Ни одна из акций провокаторов не несет в себе ничего противоречащего системе — взятые в их собственном контексте, эти акции являются на самом деле скучнейшим сведением счетов с конкурирующими (не менее скучными) артистами провокаций. Система, в лице ее недалеких представителей, порывается воспринять провокатора в соответствии с его словами, вне контекста и рутины других провокаторов — это приводит к глупейшим казусам, вроде недавней судебной акции против художника Тер-Оганяна. Задача провокатора — вступить в отношения с системой, все равно какие: провокатор не имеет самостоятельного проекта, предпочитая паразитировать на тонкой мембране, соединяющей систему авангарда искусства с системным мэйнстримом.

Авангардист художник Малевич изобрел отличный способ зарабатывать — всякий раз, когда ему нужны были деньги, он рисовал на холсте квадрат. Квадратов этих наплодилось, наверное, штук двадцать. У русских интеллигентов распространен миф, что Черный Квадрат (они не знают, что квадратов много) подобен Моне Лизе, является гениальной картиной, и человек, понимающий искусство, должен испытывать при виде квадрата блаженство. Все это, конечно, относится к области коллективной психиатрии — хороший художник и революционер Малевич рисованием квадрата решал свои собственные теоретические (и финансовые) проблемы, но (после решения проблем) функция квадрата более-менее себя исчерпала. Впрочем, квадраты Малевича все еще стоят кучу денег — причина этого в том, что они стоят кучу денег уже сейчас, и, скорее всего, будут и дальше расти в цене, поэтому дальновидные коллекционеры предпочитают вложить деньги в квадраты — что, в свою очередь, вызывает увеличение цены.

Малевич — художник-авангардист с четко поставленным (и выполненным) проектом, идейный коммунист, и, кроме того, отличный рисовальщик, прославившийся весьма рисованием картин -- все, чем типичный провокатор не является, и все, что типичный провокатор желает опровергнуть. При этом, художественная ценность квадратов (помимо интеллигентской мифологии), конечно, близка к нулю. Для демонстрации опровержения Малевича, отлично подходит акт вандализма над его (постфактум малоудачной, хотя весьма дорогой) картиной. В этом состоял, насколько я понимаю, смысл акции Александра Бренера, нарисовавшего на квадрате Малевича доллар из пульверизатора: опровержение проекта Малевича, одновременно с утверждением собственного я через демонстрацию якобы радикальности.

Бренера посадили.

Результатом трехмесячной отсидки Бренера было, предсказуемо весьма, обращение к либеральным правозащитным организациям, а также требование выпустить его по состоянию здоровья (которое удовлетворили). Насколько я понимаю, самим Бренером акция трактовалась как протест против коммерциализации искусства.

Налицо все компоненты культурной провокации: трусливый и заискивающий по отношению к системе, провокатор тупо-агрессивен по отношению к коллегам из мирка искусства; не желая нести ответственности, провокатор дает противоречивые и сомнительные мотивации своих действий. Наконец, провокация здесь (как и всегда) направлена на опровержение проекта, самой идеи проекта, не предлагая ничего, кроме пряной левацкой приправы к системному статус-кво, так необходимой для существования статус-кво. И правда, если бы не художники, демонстрирующие против коммерциализации — кто-нибудь мог подумать, что современное искусство насквозь коммерциализовано! Как будто это не так.

Другая, не менее комичная провокация — это демонстрация в ознаменование 30-летия майского восстания в Париже 1968 года. Позорное майское восстание было обречено на поражение — захватив всю власть в городе, революционеры не смогли воплотить в жизнь ни одной из своих идей, по той очень простой причине, что никаких идей у них не было. Революция 1968-го года, праздновавшаяся во Франции 1998-го практически всем обществом примерно как в России празднуют День Победы — эта революция захлебнулась в своем собственном жире. Французские левые не имели (и не имеют) автономного проекта, довольствуясь паразитарными наростами на идеологемах мэйнстрима.

В ознаменование грандиозного позора 1968-го года, следовало собрать несколько десятков человек, перегородить Большую Никитскую, провести несанкционированный митинг, и пойти к Кремлю, все время артикулируя дешевую русскоязычную кальку с (непереводимых по структуре французского языка) лозунгов 1968-го года. В ознаменование 1968-го года, следовало быть задержанным на сутки ментами, пройти наркологический досмотр и требовать скорой помощи и прав человека (и это в стране, где могут посадить на несколько лет 17-летнего парня, взорвавшего безобидный заряд на фальшивой могильной плите Романовых). В ознаменование 1968-го года, следует потребовать от правительства $1,200 для участников акции, свободного потребления наркотиков для участников акции и безвизового проезда по всему миру — для участников акции. В ознаменование 1968-го года, следует нанять богатого адвоката и добиваться освобождения "революционеров" от ответственности. В ознаменование 1968-го года, следует встречаться с супрефектом центрального округа Музыкантским и требовать от него помощи участникам демонстрации. В ознаменование 1968-го года, следует скандировать по дороге к Кремлю — "Мы Победили!". О да. 1968-й год гордится вами, товарищи.

Безответственность, лицемерная апроприация чужих лозунгов, отсутствие самостоятельного проекта и (самое главное) паразитарная мания сотрудничества с Системой, в большом и в малом — таковы они, провокаторы.

Различать современное провокаторство от провокаторства исторического. Провокаторы-народовольцы и эсеры не имели, видимо, никакого собственного проекта. Их привлекало поле смертельной опасности и необходимость играть в одиночку с монструозным противником — разлагавшейся системой и ее двойником — укрепившейся антисистемой интеллигентов-народников. Провокатора 1880-х — 1900-х следует уподобить тореадору, выходящему на арену, где сражаются апокалиптические чудовища. В современной России, когда система находится у последнего издыхания, а анти-система никакой опасности не представляет даже для самого ортодоксального жандарма, атлантиста и прислужника банкиров — работа провокатора от искусства напоминает бессмысленное и смешное конторское сидение тореадора плесени и микробов.


"Вторжение" №20, М., 2001

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    16 июня 2003, 01:51
    Вторжение Кокаиновая гвардия 2000
    М.Вербицкий 25 Борманов Вторжение 2000
    Политический солдат
    6 июня 2003, 03:36
    "Вторжение", №20 | М. Вербицкий | Культурные провокаторы | 2001
    "Вторжение", №12 | А. Зверев | СКИФ-3: Памяти постороннего| 2001
    "Вторжение", №7 | А. Парфи | Джи Джи Ален | 2001
    "Вторжение", №6 | Д. Джокер | Боевой дух и/или Изысканный вкус | 2001
    1 мая 2003, 12:52
    ''Элементы'' №8 | интервью с Сергеем Курехиным | Если вы романтик, вы — фашист!
    15 апреля 2003, 10:28
    ''Элементы'' №5 | Н. Мелентьева | Общая теория восстания Герда Бергфлета | 2000
    16 декабря 2002, 16:19
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | Мы будем лечить вас ядом | 1998
    ВЕСЬ АРХИВ