АРКТОГЕЯ
ф и л о с о ф с к и й   п о р т а л
25 июня, воскресенье
Поиск 

Главная | Новый Университет | Аналитический портал "Евразия" | Фотогаллерея | Библиотека | Персоналии | Глоссарий
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
"Вторжение", №14 | А. Цветков | Главный прием литературы | 2001 Напечатать текущую страницу

"Вторжение" №14, М., 2001

Алексей Цветков

Главный прием литературы

1. Политологическая путаница

Большинство известных нам литературных приемов: метафора, сравнение, метонимия, гипербола и т.д. — прямо отсылают нас к магическим операциям с объективной реальностью. Например, уже само допущение переноса свойств означающей части на означаемое целое, оклик “Эй, борода!” дает нам первое представление о том, что можно, оперируя с частью, в данном случае, с бородой, волосами, подвергнуть некой трансформации (“позвать”) и того, кого эти волосы, эта борода, означает. Если одна вещь или явление выступают в языке в качестве аналога и представителя другой вещи, то воздействуя на аналога мы вступаем в контакт с этим, недоступным нам сейчас объектом, к которому стремимся. Такова природа художественной знаковости.

Морфологические и композиционные приемы строительства текста повторяют элементарные приемы герметических практик вплоть до стихотворных форм, целые жанры классической поэзии в упрощенном, обмирщвленном, редуцированном виде повторяют заклинания, вызывающие “гениев места”, “хозяев стихий“, “посмертный облик” и т.д., не говоря уже о поэзии авангардной, начинавшейся просто как попытка нового, социального экзорцизма.

Все это довольно банально. Хотелось бы обратить внимание на прием, который можно выделить как самый важный и главнейший в тексте, из тех, что адресуют нас к сакральному. Прием, воплощающий в себе общий смысл всех остальных приемов. Этот прием — умолчание, пропуск, эллипсис.

Собственно, литература и отличается от пропаганды тем, что о главном она умалчивает. Любой мастер, будь он заклинатель, экзорцист или просто автор текста, знает, что изящная система доказательств, которую он строит, может иметь как минимум два (обычно больше) одинаково неопровержимых результата, и выстроенной системой символов всегда может воспользоваться в противоположных целях другой, не менее искусный, мастер или конкурирующий коллектив. Поэтому все процессы, спровоцированные автором, должны содержать в себе логически непреодолимый парадокс, этот парадокс делает удачный текст вечно непредсказуемым, всегда “не прочитанным до конца”, не сводимым к строгой морали. Этот парадокс отличает творчество от агитации. Этот парадокс, собственно, и является, настоящим “посланием”, главным “мессиджем” текста. Такой парадокс может быть выражен исключительно невербально т.е. через умолчание. Автор умалчивает о самом главном, виртуозно исполняя все остальное, то, что указывает, ведет к самому главному. Мастер оставляет на месте самого важного зияние, притягивающую вас пустоту, которую вы, попав в плен текста, уже не можете не восполнить. Но чем вы ее восполняете ? Возможны варианты. В нахождении этих вариантов и состоит работа читателя, ибо чтение это не развлечение, но восполнение зияющей пустоты, поиск отсутствующего центра. Читатель создает свой набросок главного, свой знаковый портрет первичного смысла высказываний.

Не проще ли спросить о смысле у самого автора? Дело в том, что автор текста не имеет в отношении своего текста никакого патента на истину. Комментируя свой собственный текст, объясняя, что собственно, он хотел сказать, автор предстает перед нами уже не в роли автора, но в роли не более чем осведомленного читателя, а значит, как комментатор своего творчества, автор мало чем отличается от нас, посторонних, так же воспринимает умолчание о главном как неразрешимый, но обязательный вопрос. Такова судьба любого светского искусства.

Эта ситуация изложена в остроумной легенде о строительстве Кельнского собора. Совет знаменитых архитекторов, планировавших строительство, обратился к одному, известному им, демону, “искуснейшему зодчему в Европе” с просьбой помочь им создать такое здание, равного которому еще не было. На каждом новом этапе постройки послушный демон являлся и демонстрировал архитекторам подробный инженерный план. Однако, когда собор был уже почти готов, самый богобоязненный из архитекторов по имени Герард, опасаясь, что демон всех похоронит, обрушив своды во время первой же литургии, на очередной встрече с демоном выхватил чертеж у него из рук и бежал, чтобы продолжить строительство исключительно человеческими силами. Самая главная часть чертежа Кельнского собора осталась в когтях у демона. Поэтому собор считался недостроенным, с отсутствующей главной частью. Но именно благодаря этой отсутствующей главной части собор все-таки считался богоугодным сооружением, памятником духовной бдительности, а не воплощенным демоническим проектом.

То же происходит и с провоцирующим зиянием, замещающем истинное содержание, со знаком требовательного отсутствия в центре всякого литературного текста. Этот знак как нельзя нагляднее обнажает положение наших слов между первым и вторым пришествием Спасителя. Ожидание нечеловеческого Логоса.

Сверхсознательное, надиндивидуальное зияние, которое каждый из нас должен пытаться восполнять в течение всей своей земной жизни, как бы отвечая на бесконечный тест, спрятанный в тексте. Этот принципиальный пропуск, на котором держится вся словесная архитектура, великий отказ от главного высказывания, потому что претензия на такое высказывание была бы прямым богоборчеством. Эта недостающая часть, оставшаяся там, где ее место, по ту сторону всех описываемых событий и литературных форм, место, где скрыт до поры огонь, призванный всех нас очистить в конце мировой истории.

Именно это и позволяет нам, предлагает нам, заставляет нас услышать нездешний гул последнего огня. Именно этот — главный прием литературы переделывает “потребителя информации” в читателя, отвечающего на вопрос.


"Вторжение" №14, М., 2001

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    27 ноября 2010, 12:58
    Литература | Наталья Макеева | Художественный текст перешел из соучастия в десакрализации к ресакрализации, а размывающий крайности постмодерн следует использовать во благо, а не отвергать как зло | 27.11.2010
    1 ноября 2010, 20:31
    Литература | Возвращение домой | Некролог: памяти Евгения Головина | 01.11.2010
    3 декабря 2009, 00:01
    Литература | Камиль Тангалычев | Восход луны над бездной | Дьявол не знал, что книги можно писать только для Бога, а книги дьявола Богу не нужны | 03.12.2009
    23 сентября 2009, 12:04
    Литература | Наталья Макеева | Потусторонняя жизнерадостность | Творчество не имеет никакого отношения к повседневной жизни – оно просто ее часть | 23.09.2009
    2 сентября 2009, 13:36
    Литература | Александр Мартыненко | Ягоды репейника | Феномен интеллектуальной евразийской культуры | 11.09.2009
    Литература | Юрий Мамлеев | Путешественница в незнаемое | Когда рацио в полном замешательстве | 19.07.2009
    Литература | Дмитрий Силкан | "Сияющий бес" среди староверов, символистов и консерваторов | Прозаик Юрий Мамлеев представил свою лучшую ученицу из колонок | 21.06.2009
    4 апреля 2008, 15:30
    Литература |
    29 августа 2007, 20:04
    Литература | ''Завтра'' | ''Постмодернизм – это отказ от ссылок на будущее'' | Очень много имён в короткой беседе | 29.08.2007
    24 мая 2007, 22:30
    Литература | Владимир Дмитренко | Маньеризм по-советски | Французский символизм из метафизической коммуналки на Южинском | 24.05.2007
    ВЕСЬ АРХИВ