21 сентября, четверг
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
"Вторжение", №14 | А. Дугин | Мировоззренческий код | 2001 Напечатать текущую страницу

"Вторжение" №14, М., 2001

Александр Дугин

Мировоззренческий код

1. Политологическая путаница

Множество проблем в политической жизни нашего общества связано с отсутствием ясной политологической картины. Это не случайное явление. Ясность в данном вопросе и строгое определение позиций резко сократили бы поле возможностей для любителей “политического темнилова”, конформистов, авантюристов и приспособленцев всех мастей, а также осложнили бы исполнение подрывных заданий прямым идеологическим диверсантам. Кроме того, необходимо учитывать и позднесоветскую подготовку подавляющего большинства тех кадров, которые составили основу политологических и аналитических групп в нашем обществе. В условиях позднего советизма интеллектуальная стагнация достигла своего пика. Большинство высших партийных чинов и политологов (референтов) того времени едва ли были способно квалифицировать советскую идеологию как “левую”. Для них это был абсолютный центр, а все остальное — отклонения, вправо или влево (причем куда именно, вопрос был туманный, но в силу его абстрактности, не столь и принципиальный). С такой начальной точкой, где все сводилось либо к утверждению советизма (конформизм), либо к его отрицанию (нонконформизм), полноценной политологической карты идеологий, адекватного аналитического кода, естественно, составить было невозможно.

Именно по этой причине мы сталкиваемся сегодня с такими вопиюще абсурдными политологическими заключениями, типа отнесения Киселевым ЛДПР Жириновского к “крайне левым” или безумным спорам о “правом” или (и?) “левом” центре. Весь этот разительный непрофессионализм отнюдь не безвреден. Он не только свидетельствует об убогости нашей аналитической прослойки экспертов, но, увы, может привести к колоссальным трагедиям в реальной политике. Все те ужасы, которые реформаторы устроили стране и народу, имеют в своей основе — по мимо всего прочего — и чисто концептуальную, политологическую подоплеку.

Несмотря на давнее наше стремление внести в этот вопрос предельную ясность (первая статья под псевдонимом “Л.Охотин”, разбирающая сущность проблемы, появилась в “Советской России” еще в 1993 году), скудость результатов и навязчивое повторение — как официозными, так и оппозиционными — аналитиками грубых политологических ляпсусов, заставляет снова вернуться к базовой схеме идеологий.

2. Примеры применения схемы

На схеме мы видим объяснение всех парадоксов, обычно сопровождающих поверхностные политологические суждения. К примеру, реформаторов в России относят то к левым, то к правым. Точно также, то к левым, то к правым, относят и оппозицию. На данной схеме наглядно видно, что либерал-демократы — а именно ортодоксальная либерал-демократическая позиция и была истинным мировоззрением наиболее последовательных реформаторов (Гайдара, Козырева, Чубайса, Новодворской и т.д.) — сочетают в себе правую экономическую линию (рынок — черта правой экономики) и левую политическую линию (демократия — черта левой политики).

Вместе с тем, объясняется и феномен т.н. “красно-коричневых”, т.е. нас, патриотической оппозиции. В случае типичного патриота в наиболее распространенном мировоззренческом сочетании наличествуют элементы левой экономики (социализм) и правой политики (консерватизм). В политологии это называется мировоззрением “третьего пути” или “консервативной революцией”.

Между основными секторами политологического круга существуют промежуточные позиции. К примеру, полноценная и последовательная левая идеология — левая без всяких дополнений — сочетает в себе левую демократическую политику (индивидуализм, прогрессизм, эгалитаризм, интернационализм, сциентизм, эволюционизм, атеизм, дух Просвещения и т.д.) и левую же экономику (социализм, контроль над распределением, стремление к равному разделу результатов труда, наконец, коммунизм). Именно эта мировоззренческая левая модель главенствовала в СССР. Она строго соответствует понятию о “социал-демократии”, и именно так — “социал-демократической” — называлась в начале партия большевиков — РСДРП. Позже от названия “социал-демократическая” отказались, чтобы подчеркнуть отличие от европейской социал-демократии, которая сделала (еще при Каутском) решительный шаг в сторону “просто демократии”, и даже “либерал-демократии”, отказавшись от крайностей левой экономики — от коммунизма и большевизма (ленинизма). Цветом классической левой позиции был, естественно, красный.

В царской России доминировало прямо противоположное (по отношению к социал-демократии) сочетание экономических и политических элементов. Это была чисто “правая” платформа. Правая рыночная экономика соседствовала с правой консервативно-националистической политикой. Символическим цветом этого комплекса был белый.

Февральская Революция соответствовала идеологическому повороту на 90 градусов относительно платформы царизма, но идеологическая инерция занесла стрелку еще левее, в сторону большевиков. Октябрьская Революция была сдвигом на 90 градусов от Февральской. А в некоторые периоды НЭПа и при Сталине, ее зашкаливало еще дальше, вплотную к “третьему пути”. Идеологом такой эволюции советской власти — в сторону национал-большевизма и консервативной революции (нижняя точка на нашей схеме) — были сменовеховцы (Устрялов, Ключников и т.д.) и евразийцы (Савицкий, Карсавин, Эфрон и т.д.). С другой стороны — справа — к этой третье-путистской (красно-белой) точке приближались некоторые европейские режимы 20-х — 30-х годов.

Классический Запад — тоже не без шараханий (как левых, так и правых) — упорно двигался к иной, оптимальной для его мировоззренческой истории, точке — к либерал-демократии, т.е. к сочетанию левой политики и правой экономики. Это и есть либеральная демократия, образцовый идеологический комплекс Запада, достигший своего максимального и наиболее чистого развития в США. В идеологическом и политологическом смысле, “американизм” и либеральная демократия — тождественны.

В 60-е годы и на самом Западе явно наличествовал резкий крен влево — к социал-демократии и даже к социализму. Но все эти тенденции были освоены, переварены и преодолены капитализмом (правая экономика) и вошли составной частью в общую картину либерал-демократического ансамбля. В этом смысле показательно смещение акцента от правой Англии (где рыночный либерализм, торговый строй, соседствует с картинной монархией) к США, где тот же рынок сопряжен с (отчетливо декларируемыми) эгалитаризмом, демократизмом и индивидуализмом.

Примеров политологической раскладки в соответствии с данной схемой можно привести неограниченное количество. В принципе, любому человеку (не говоря уже о профессиональных политологах), желающему разобраться в современной политической действительности, крайне полезно вырезать (или скопировать иным способом) данную схему и пользоваться ей постоянно, подыскивая самостоятельно новые и новые примеры и исторические иллюстрации. 3. Политология и геополитика

Изложим соображения, делающие схему еще более наглядной. Если сопоставить данную политологическую модель с геополитическими закономерностями, — т.е. с делением всего мира на сухопутный (континентальный, евразийский) и морской (атлантический) цивилизационные полюса, — то в глаза бросается следующая симметрия. — Либеральная демократия, т.е. сочетание правой экономики с левой политикой, точно соответствует магистральному направлению развития Запада, морской цивилизации, атлантизма, мондиализма и талассократии. И не случайно во главе всего западного мира утвердилась именно та держава, которая наиболее полно отвечает политологической конструкции либерал-демократизма — США. В данном случае политология и геополитика на разных уровнях фокусируются на одном и том же явлении — американизме. С геополитической точки зрения — это крайний Запад, законченное выражение “морской цивилизации”, Новый Карфаген, суммирующий ориентации всех предшествующих талассократических цивилизаций. А с политологической точки зрения, США воплощают в себе триумф сочетания правой экономики с левой политикой, причем эта модель была заложена в самой основе данного — во многом искусственного, почти экспериментального — государства, как применение на практике осознанных тенденций европейского развития в их чистом, незапятнанном “реальной историей” виде.

Европа не смогла довести до конца этот политологический опыт. Она осталась пленницей левой социал-демократии (особенно укоренной во Франции) и правым либерал-консерватизмом (классически представленным в Англии). Попытки же Германии и Италии в 20-30-е выйти на “третий путь” не удались в силу их геополитической непоследовательности и не законченности, а также в результате эффективного противодействия конкурирующих идеологий Запада и их агентов влияния.

С другой стороны, прямо противоположная политологическая позиция — консервативно-революционный полюс — исторически тяготела именно к сухопутной, континентальной, евразийской перспективе. Русские евразийцы (Савицкий, Трубецкой, Алексеев) одними из первых подметили такое совпадение, распознав даже под чисто левой фразеологией большевиков неосознанное стремление к идеократии национального толка (т.е. к “третьему пути”). Сменовеховцы и Устрялов пошли еще дальше и предложили рассматривать сам большевизм как “русскую форму консервативной революции, лишь внешне оформленную под марксизм”. Как бы то ни было, “третий путь” есть естественная модель евразийской геополитики, ее наиболее органичное и адекватное мировоззренческое выражение.

Геополитическая модель, выделяющая два основных полюса — атлантизм (Запад) и евразийство (Восток) — прекрасно иллюстрирует тот фундаментальный, центральный исторический факт, что главное цивилизационное противостояние разворачивается не между правыми и левыми в широком смысле, не между их различными модификациями и историческими воплощениями, а между двумя цивилизационными полюсами, которым на карте идеологий соответствуют либерал-демократия (атлантизм, Запад) и “третий путь” (евразийство, Восток). Нерв идеологической истории проходит между двумя противоположными сочетаниями правого и левого — между сочетанием правой экономики с левой политикой (либерал-демократия) и сочетанием правой политики с левой экономикой (консервативная революция).

4. Два значения термина “центр”

Либерал-демократия является для атлантистских политологических моделей абсолютным центром. Справа от этого центра лежат “республиканцы”, т.е. те, кто к правой рыночной экономике стремятся добавить консервативную политику, а слева от него — “демократы”, на своем крайнем фланге, заигрывающие с социализмом. На схеме ясно видно, что для такого атлантистского центра всякое зашкаливание за точку социал-демократии слева или либерал-консерватизма справа представляет собой “политический экстремизм”. Это закономерно и почти банально. Гораздо интереснее другое.

Дело в том, что для евразийского континентального ансамбля, осью которого по единодушному мнению всех геополитиков является Россия, мировоззренческая структура политического центра должна быть прямо противоположной. Абсолютный евразийский центр — это сочетание правой политики с левой экономикой, т.е. третий путь, консервативная революция. Именно такая идеологическая модель и является самой устойчивой, органичной, логичной и исторически оправданной для континентального государства. Следовательно, центризм (а значит и экстремизм) должен определяться здесь прямо противоположным образом. Атлантистский центризм — это либерал-демократия. Евразийский центризм — с точностью до наоборот — третий путь. При этом, для евразийского центра экстремизмом является все то, что располагается левее социал-демократии (т.е. просто “демократия”) и правее либерал-консерватизма (т.е. либералы-рыночники).

Цивилизационный плюрализм, который вытекает из самой сущности геополитического подхода, обнаруживает здесь строгую обратную симметрию.

5. Концептуальное преступление реформаторов и цивилизационный выбор

В связи с такими закономерностями напрашивается два важнейших вывода, имеющих самое прямое отношение к насущной политической истории нашего народа.

Во-первых, колоссальным политологическим и мировоззренческим заблуждением (если не сказать преступлением) реформаторов было некритическое, имитационное перенесение атлантистской модели политологии — с ее своеобразным определением центра и периферии (экстремизма) — на российскую почву. В результате чего, вместо смещения советской идеологической конструкции на 90 градусов в евразийскую сторону, к центру — что было бы органично, логично и исторически обосновано— произошло искусственное и травматическое, насильственное изменение курса на 90 градусов в прямо противоположном направлении. Если рудименты “левой” политики препятствовали адекватному развитию советского строя, порождали в нем логические противоречия, комплексы, фигуры умолчания, нарушение гармонии между “социальным бытием” и “социальным сознанием”, то надо было реформировать СССР в евразийском ключе, двигаясь к реальной модернизации и подлинному мировоззренческому плюрализму. Реформаторы же поступили обратным образом, они стали экстремистски и безответственно разрушать даже те элементы советского ансамбля (левую экономику), которые были вполне органичны, стремясь превратить укорененно евразийское общество — не способное по своей природе быть каким-то еще — в отвратительную и несбыточную карикатуру на атлантистский Запад.

Катастрофу реформ, их разрушительное содержание и их позорный крах можно трактовать по разному. С чисто политологической точки зрения они были обречены не из-за полной неадекватности их реализаторов, а из-за абсолютно ошибочной чисто теоретической предпосылки. Вот как много может значить в реальной жизни скоропалительная чисто референтурная имитация реальной компетентности. (Повторение этой трагедии грозит и нынешним правителям, да и вождям патриотической оппозиции, если они сохранят привычку опираться на традиционные — несостоятельные и неадекватные — позднесоветские аналитические структуры, лишь симулирующие политологическую и аналитическую адекватность).

Во-вторых, понятие “центризм” нещадно эксплуатируется в современном политическом дискурсе. Но содержание этого понятия не расшифровывается. Здесь надо тоже поставить точки над i. Если мы переходим к адекватной, объективной и исторически предопределенной для России евразийской геополитической модели, то единственным нормальным “центризмом” является сочетание правой политики (консерватизм, патриотизм, национальная идея, государственность, нравственность, историчность) с левой экономикой (социализм, социальная справедливость, социальная ориентация). Органичный евразийский центризм может быть только таким и никаким иным. При этом любопытно, что такой последовательный “центризм” должен самым беспощадным образом порвать всякую связь с мировоззренческой, политологической и геополитической инерцией прежних реформаторов Истинно евразийские реформы должны проходить в прямо противоположном (по отношению к либерал-демократическому) ключе. Иными словами, как это ни парадоксально, но настоящий центризм в современной России должен быть революционным.

Правым центром в такой ситуации будет веер тех партий и движений, которые ставят акцент на правой политике. Но там, где правых заносит в апологию рынка, должен стоять жесткий барьер. Радикальный либерализм, апология “свободного рынка” в евразийском ансамбле есть не что иное, как форма экономического экстремизма. И квалифицироваться это должно соответствующим образом.

Подлинным левым центром станет собсвтенно социал-демократия, т.е. социалистический фланг, стремящийся максимально удалиться от правой, консервативно-патриотической политики. Он будет терпим, пока точка социал-демократии не будет пройдена в политически левом секторе, в сторону “просто демократии”. Требования “прогрессизма”, “атеизма”, “индивидуализма” и т.д., неотделимые от классической демократической политики, в данном контексте должны рассматриваться как формы политического экстремизма.

Вся ныне существующая путаница в определениях “центра”, “левого центра”, “правого центра”, “экстремизма” и т.д. происходит из-за того, что недостаточно ясно определен базовый курс российского общества. Крах реформаторов-западников, либерал-демократов очевиден. Режим их правления окончен. Но существует определенная инерция, и не все политологические понятия (увы!) очищены еще от темного наследия их трагического для страны и народа идеологического властвования.

Скорее всего, “исправление имен” — дело времени. И при адекватной политологической компетентности социально и политически активных граждан, а также при сохранении нынешнего прагматически евразийского, умеренно патриотического правительства, все вещи в недалеком будущем должны встать на свои места.


"Вторжение" №14, М., 2001

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    2 марта 2004, 00:35
    Стратегия | Вторжение | А.Дугин | Постлиберальная эра | 1998
    29 февраля 2004, 00:43
    Стратегия | FAQ | А.Дугин | О вступлении в НАТО, Путине и шпане | 2000
    Стратегия | FAQ | А.Дугин | О назначаемости губернаторов | 2000
    Стратегия | FAQ | А.Дугин | О выборах | 1999
    Стратегия | Вторжение | Endkampf в интернет | осень 2000
    Стратегия | Вторжение | А.Дугин | Поле боя - высшая школа | 22.02.2000
    15 февраля 2004, 03:00
    Стратегия | РЖ | А.Дугин | Забудьте о мести - чтобы отомстить! | 03.10.2003
    6 июня 2003, 03:35
    "Вторжение", №19 | А. Цветков | Постмодернизм Запада и Востока | 2001
    "Вторжение", №17 | Ж. М. Вивенза | Футуризм и политика | 2001
    "Вторжение", №14 | А. Дугин | Мировоззренческий код | 2001
    ВЕСЬ АРХИВ