АРКТОГЕЯ
ф и л о с о ф с к и й   п о р т а л
31 марта, пятница
Поиск 

Главная | Новый Университет | Аналитический портал "Евразия" | Фотогаллерея | Библиотека | Персоналии | Глоссарий
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Милый Ангел №1 | А.Г.Дугин | Великая метафизическая проблема и традиции | 2000 Напечатать текущую страницу
Оглавление "Милый Ангел" №1
А.Г.Дугин

"Милый Ангел" №1, М., 2000

ВЕЛИКАЯ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И ТРАДИЦИИ

Основа всякого аутентичного откровения может быть выражена в сугубо метафизических терминах.

Эти термины, чтобы быть наиболее общими, должны относиться к самым высшим сферам Божественного, где различные в малом, но единые по сути перспективы разных религий совпадают.

Можно обозначить эти максимально высокие реальности терминами "Бытие" и "Небытие". Всякая полноценная Традиция обязательно знает об обоих членах этой пары, а если где-то одна из двух реальностей теряется (естественно, чаще всего это случается с Небытием), то мы имеем дело с деградировавшей и редуцированной формой Откровения, со своего рода метафизическим декадансом. Нормальное соотношение между этими терминами, с точки зрения чистой метафизической констатации, однозначно: Небытие во всех отношениях первичнее Бытия и предшествует ему. Выдающийся исламский метафизик Г. Джемаль сформулировал это следующим образом: "Конец фундаментальнее и первичнее, чем Начало. Метафизически до того, как Нечто стало, его не было, и после того, как Нечто перестанет быть, его снова не будет. Отрицание - наиболее фундаментальная из всех реальностей. Сущность Отрицания совпадает с сущностью Самого АЛЛАХА. Так и только так надо понимать слова Священного Корана - "В НЕГО возвращение". Подобная формулировка с предельной ясностью дает нам представление о единственно метафизически правильном распределении мест этих высочайших модальностей в высшей иерархии Божественного. Можно сказать, что именно так формулируется Принцип религиозного, и еще шире, традиционного трансцендентализма. Без такого трансцендентализма не может существовать никакой подлинной религиозной доктрины. Утверждение абсолютного превосходства апофатического (Отрицательного) над катафатическим (Положительным) составляет в некотором роде единственное и неизменное Откровение, данное людям и возобновляемое время от времени через Божественных Посланников.

Рене Генон формулировал тот же принцип в такой форме: Первичной по отношению ко всему остальному является Бес-конечность или Бес-предельность (по-французски infini). Максимальной же из доступных проявленному существу реальностью утверждения является Чистое Бытие - наиболее общая и всеохватывающая из всего что есть. Но Чистое Бытие не является бес-конечным и беспредельным (in-fini), поскольку оно имеет пре-дел, выражающийся в самом его о-пределении (de-finition). Чистое Бытие о-пределяется, а, стало быть, ограничивается тем фактом, что оно есть. Хотя это - первичное и наивысшее из ограничений, оно, тем не менее, уже закрывает Чистому Бытию возможность быть тождественным самому Абсолюту, т.е. Бесконечности. Но если даже Чистое Бытие не является Абсолютом, то все его внутренние модальности, сколь роскошными они, с онтологической точки зрения, ни были бы, совсем уже не имеют никаких шансов на подлинную абсолютность.

Продолжая эту логику Генона, можно сказать, что Бесконечность в истинном смысле этого слова нам остается искать только в Небытии, но, разумеется, в Небытии-сверху, предшествующем Бытию и логически следующим за ним. Хотя мы могли бы обойтись и без последнего уточнения, так как все напоминающее Небытие, но не превосходящее Бытие, является не чем иным, как одной из модальностей того же Бытия, лишь подражающей (с "благим" или "злым" умыслом) Небытию частью самого Бытия.

Итак, трансцендентализм полноценной метафизической доктрины выражается наиболее кратко и емко через принцип негации Бытия, через утверждение его неабсолютности, недостаточности. Логикой неабсолютности Бытия пропитаны и все внутрибытийные модальности, никогда не равные сами себе и указующие на нечто высшее по отношению к ним самим. Но в то же время, как бы трансцендентально ориентированы ни были эти модальности, всерьез проблема трансцендентности возникает только на уровне Чистого Бытия, поставленного вплотную перед объемлющим его Небытием.

Всякая полноценная традиционная метафизика признает превосходство Небытия над Бытием, и такое знание дается самому Бытию и его частным уровням как откровение. Но, однако, сплошь и рядом в Традиции мы сталкиваемся с иным подходом, который напротив, признает особую ценность именно за Бытием, ставит его над Небытием, которое признается даже негативным, "злым" принципом в общей метафизической картине. Почему это происходит? Только ли потому, что здесь Традиция выродилась и перешла в свою противоположность? Мы думаем, что это все же не так, в противном случае мы вынуждены были бы признать даже некоторые вполне ортодоксальные религии (к примеру, само христианство, утверждающее, что "Свет зажегся во Тьме, и Тьма не объяла его" с явным акцентом на очевидной позитивности Света) "метафизическими ересями". Позитивный акцент, поставленный на Бытии, то есть на Имманентном члене метафизической первопары, явно связан с возможностью особого рассмотрения сущности факта появления Бытия "посреди" абсолютного в своей, неуязвимости Небытия. Если обычная трансценденталистская логика разбирает то, как соотносится Бытие и Небытие, если она просто утверждает и подтверждает формулу Откровения точно так же, как она изначально и была дана, довольствуясь и полностью принимая как последнюю истину и последнее благо неизбежность триумфа Трансцендентного и его совершенное превосходство над отменяемым и релятивизируемым Имманентным; доктрина "этически" акцентирующая ценность Бытия ставит вопрос (а подспудно и дает ответ) о причине возникновения Бытия, стараясь разрешить проблему "Зачем?", не удовлетворяясь знанием того "Как?". Когда мы имеем дело с действительно полноценной и аутентичной традицией, можно почти всегда обнаружить в ней оба аспекта - и Трансцендентализм, и Имманентизм, причем в самом нормальном случае Трансцендентализм соответствует внешней, наиболее универсальной стороне доктрины, а имманентизм, напротив, составляет внутреннюю, эзотерическую часть. Иначе можно сказать, что Трансцендентализм - это Откровение, сама его ткань, его "буква", а Имманентизм - это Толкование Откровения, его "дух".

Именно так обстоит дело и в исламе, и в иудаизме, где экзотеризм подчеркивает и акцентирует Трансцендентность Бога, его Инаковость по отношению ко всему наличному (в исламе это утверждается как в самой формуле Веры "Нет бога, кроме Бога", так и в основном его принципе "Не придавайте Богу сотоварищей"), а эзотеризм, напротив, утверждает Единство Бога и тотальность его присутствия в мире, а значит, возможность и даже необходимость "богореализации" для всех конечных и заведомо неабсолютных существ. Иными словами, можно сказать, что в экзотеризме преобладает апофатический подход, а в эзотеризме - катафатический. В терминах гносеологии эзотеризм соответствует познанию Принципа, "гнозису" в широком смысле этого слова, а экзотеризм - вере.

Конечно, все это имеет отношение к чистой парадигме данного соотношения, и в реальности дело обстоит намного сложнее. Так, к примеру, и апофатический и чисто экзотерический подход к решению духовной проблемы метафизики в истории самостоятельно и однозначно появился довольно поздно, тогда как большинство традиций все же оставалось в целом катафатическим, и деление по "степеням экзотеричности" проходило в них в рамках уже изначально гностических.

Первое появление в истории того, что принято называть религией, связано с возникновением самой авраамической традиции, и не случайно Авраам называется "Отцом верующих" и "первым верующим". Вера - это признак чистого экзотеризма, и в принципе все то, что основано на вере, уже заключает в себе момент апофатизма, коль скоро объект выходит за пределы знания, гнозиса.

Итак, мы можем распределить по полюсам Имманентизма и Трансцендентализма не только соответствующие стороны одной и той же традиции, но и сами традиции по отношению друг к другу дифференцируются в согласии с той же самой логикой. Метафизическое подтверждение безусловного превосходства Небытия над Бытием проецируется в спектре исторических традиций на те из них, которые более всего характеризуются религиозным качеством. Авраамическая традиция в целом - иудаизм, христианство, ислам - таким образом, может быть рассмотрена как апофатизм по преимуществу. Наиболее близкой к ней среди других традиций является традиция буддизма, также подчеркнуто апофатическая (центральная концепция нирваны) и апеллирующая к спасению и вере, но все же буддизм религией в полном смысле этого слова не является, так как большинство его исторических версий подверглось сильнейшему влиянию других далеко не религиозных и сущностно гностических традиций, таких, как даосизм, индуистский тантризм, бон, шинто и т.д.

На противоположном крае среди Традиции располагается весь спектр того, что часто и безосновательно объединяют понятием "политеизма" или "язычества", включая в эту категорию все не соответствующее духу "креационизма" и "монотеизма" авраамического типа. На самом деле гностические традиции (как совершенно полноценные и интегральные, так и архаические и редуцированные) характеризуются отнюдь не "политеизмом", а лишь фундаментальным акцентом, падающим в них на имманентный принцип, т.е. в пределе на само Чистое Бытие. При этом совершенно не обязательно такие традиции забывают о метафизическом превосходстве Небытия и гностическом первенстве Неопознаваемого. В некоторых случаях (и более того, во всех нормальных случаях) эта истина признается, но отнюдь не отменяет особой символической миссии вторичного принципа - Чистого Бытия - который здесь рассматривается не просто как реализация одной произвольно взятой возможности, а как некое чрезвычайно важное гностическое послание.

Не вдаваясь здесь в объяснения, скажем лишь, что наиболее совершенной формой такой гностической и внерелигиозной Традиции является индуизм. В пределах самой авраамической традиции между религиями, входящими в ее состав, также наличествует своего рода иерархия, которая позволяет распределить их, исходя из критериев имманентизма и трансцендентализма.

Религией, которую можно назвать религией по преимуществу, является, безусловно, иудаизм. И особенно, та форма иудаизма, которая сложилась после прихода Иисуса Христа, после того, как иудаизм отверг не только личность и миссию Иисуса, но сам принцип имманентного Бога, Иммануила (что на древнееврейском означает "С нами Бог"). Бездна между Творцом и Творением в иудаизме максимальна, и вообще концепция Творения как такового, "креационизм", имеет иудейское происхождение. Иудаизм воплощает в себе авраамизм и апофатизм, доведенные до их логического предела.

Христианство в авраамической традиции представляет собой противоположный иудаизму полюс. Из всех религий христианство является наиболее катафатичной, гностической и эзотерической. В христианстве центральной фигурой является как раз имманентный Бог, Сын, на религиозном уровне отражающий принцип Чистого Бытия. В некотором смысле раннее христианство фактически совпадало с иудейским эзотеризмом, включая в себя многие аспекты различных иудейских учений - ессейства" меркаба-гнозиса и т.д. Кроме того, оно было одновременно и вне-иудейским, сверх-религиозным, чисто и универсально гностическим, о чем свидетельствуют слова святого апостола Павла относительно чина Мельхиседекова, который воплощает в себе над-авраамический аспект традиции (вспомним, что Авраам принес десятину Мельхиседеку как высшему!) и первосвященником которого является сам Христос.

И наконец, ислам располагается между этими двумя противоположными полюсами авраамизма, с одной стороны, тяготея к христианской перспективе ("Мы /т.е. Бог/ ближе тебе, чем твоя яремная вена" говорится в Коране, что явно напоминает Иммануила - "С нами Бог"), a с другой стороны, подчеркивая трансцендентализм Бога не менее, а то и более радикально, нежели иудаизм ("Скажи: АЛЛАХ единый, АЛЛАХ вечный, не порожденный и не порождающий, и нет никого подобного ему"). Кроме того, все эзотерическое в исламе - суфизм, крайний шиизм и т.д. - особенно подчеркивает принцип имманентной божественности. Суннитский суфизм утверждает Свет Мухаммада как центральную имманентную реальность во всем творении, как свет Чистого Бытия. В шиизме эту функцию выполняет Имамат или Свет Имамата, так что иногда речь идет даже о "божественной природе святых имамов". И в ультра-крайнем, еретическом шиизме - исмаилизме, алавизме и т.д. - концепция имманентного божества стягивается к персоне Каима, эсхатологического Имама, Совершенного Ребенка, который считается тайной целью всего Творения, что сближается уже не только с христианской перспективой в общем, но с наиболее эзотерическими и гностическими аспектами христианства.

Но теперь важно особенно обратить внимание не тот факт, что религия, основываясь на апофатизме, все же лишь косвенно отражает метафизическую проблематику, которая стоит в ее центре. Поэтому, оставаясь в рамках религии, даже наиболее гностически ориентированной, мы имеем дело лишь с объектами веры, а значит, гнозис здесь остается неполным и принцип имманентного Бога, скорее всего, будет применен к какой-то внутри-бытийной модальности, а не к самому Чистому Бытию. Это означает, что, если религия не будет постоянно внутренне корректироваться чистым эзотеризмом, ее центральный объект неизбежно соскользнет вниз по онтологической иерархии, превратившись в идол, фетиш. Так, символ Чистого Бытия может нераздельно слиться с проявленным Логосом, потом с Мировой Душой (Анима Мунди) и, наконец, просто с телесным космосом. Эти этапы можно легко проследить на примере упадка исторического христианства, которое в своих теологических доктринах, и особенно в концепциях некоторых более или менее современных христианских сект, последовательно перемещает персону Христа вниз по онтологической иерархии, вплоть до провозглашения его простым (хотя и выдающимся) человеком в некоторых течениях протестантизма.

На противоположном полюсе авраамизма, в иудаизме, также нет никаких гарантий от впадения в идолопоклонство: во-первых, метафизическое Небытие в рамках религии проецируется также на некоторую внутри-онтологическую и лишь символически замещающую его реальность. Это логически ведет, в случае утеря секрета соответствующих пропорций (а такой секрет с необходимостью принадлежит к сфере чистого эзотеризма), к наделению качеством апофатического Абсолюта далеко не абсолютных реальностей. А во-вторых, когда принцип рассматривается исключительно апофатически, он рано или поздно начинает вообще не приниматься в расчет, считаться попросту несуществующим. Это может породить иллюзию безальтернативности и достаточности конкретной окружающей материальной среды, что уже означает не просто идолопоклонство, но его тягчайшую форму - материализм.

Так оба полюса авраамизма при утрате знания соответствующих пропорций чреваты превращением в извращенные пародии не только на Традицию как таковую, но и на саму религию в ее подлинном и традиционном смысле.

Что же касается ислама, то находясь посредине авраамизма, он обладает определенным иммунитетом и от одной и от другой возможности извращения. Ислам более религиозен и менее гностичен по сравнению с христианством, и за счет этого он устойчивей по отношению к опасности чрезмерной и неправомочной имманентизации. С другой стороны, он менее религиозен, нежели иудаизм, а значит, у него меньше шансов безвозвратно разделить Исток и Следствие и впасть тем самым в практический материализм и абстрактность, которые убийственны для самого духа религии.

Но все же решение великой проблемы о смысле возникновения Бытия - на религиозном уровне вообще невозможно. Оно принадлежит сфере чистого эзотеризма, а значит, даже чтобы сформулировать эту проблему адекватно, необходимо выйти за рамки авраамизма, принеся, подобно самому Аврааму, символическую десятину тому, чей Бог носит имя Эль-Элион, Господь Всевышний, т.е. Бог превышающий и превосходящий всех остальных богов, в том числе и Шаддаи, бога Авраамова.

Разрешение этой великой метафизической проблемы связано с эзотерической тайной Традицией, которая основывается на символах, почерпнутых из самых разных традиционных форм, но при этом остается за рамками этих форм. Но момент окончательного выбора, сделанного внутри этой Традиции, логически должен совпадать с наиболее критической точкой существования не только земной традиции, но и всего Бытия. В согласии с исламской доктриной Пророк Мухаммад был последним из пророков, последним установителем и реформатором традиционного закона. Но шиитский эзотеризм утверждает, что в конце цикла должен явиться последний из эзотерических толкователей Откровения, печать Эзотериков. В нем и в его сподвижниках вся метафизическая значимость вопроса о смысле и тайной цели происхождения Бытия восстановится по сторону всех ограничений, свойственных традициям и религиям, утвердится в должной метафизической перспективе. Эта эсхатологическая теофания обнажит скрытое зерно всех истин Традиции и безусловно, в первую очередь, из религий обнаружит всю глубину своего тайного послания христианство, традиция Света и Жертвы, несущая в себе ключ к мистерии того, что превышает даже само великое и всеобъемлющее Небытие.



Оглавление "Милый Ангел" №1
Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное



    Прочие ссылки
    Архив
    30 сентября 2009, 01:19
    Метафизика | Сергей Панкин | Сакральность Запада и сакральность Востока | В подавляющем своём большинстве люди Запада– это вечные духовные недоросли | 30.09.2009
    28 февраля 2007, 00:25
    Метафизика | Авигдор Эскин | Почему каббала? | Преодоление безверия в наши дни | 28.02.2007
    19 ноября 2006, 17:08
    Метафизика | Александр Дугин и Псой Короленко | Солнечное и лунное начала в еврейской традиции | 19.11.2006
    12 марта 2006, 21:35
    Метафизика | А. Иванников | Кровь Святого Бурха | 12.03.2006
    19 января 2006, 13:26
    Метафизика | ''Поскольку я уже написал все, что хотел, я стал писать о том, чего
    1 декабря 2005, 15:36
    Метафизика | Евгений Головин: ''Пурпурная субстанция обмана'' | 01.12.2005
    27 октября 2005, 20:59
    Метафизика | Информация к размышлению: Сталин из сакрального центра | 27.10.2005
    12 октября 2005, 11:04
    Метафизика | Рецензия на книгу Олега Фомина ''Сакральная Триада'' | С. Шнитцер |
    28 сентября 2005, 12:16
    Метафизика | Презентация книги Александра Дугина ''Поп-культура и знаки времени'
    10 июня 2005, 19:05
    Метафизика | FAQ | Дугин | О корреляции неофизики и новой метафизики | 03.12.01
    ВЕСЬ АРХИВ