АРКТОГЕЯ
ф и л о с о ф с к и й   п о р т а л
30 марта, четверг
Поиск 

Главная | Новый Университет | Аналитический портал "Евразия" | Фотогаллерея | Библиотека | Персоналии | Глоссарий
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
А.Г.Дугин | Русская Вещь | Искусство разбивать сады| 1999 Напечатать текущую страницу
Оглавление "Русская Вещь"
А.Г.Дугин

"Русская Вещь", Арктогея, 2001

ИСКУССТВО РАЗБИВАТЬ САДЫ

Я знаю, Город будет!
Я знаю саду цвесть!
В. Маяковский

Потерянный сад

Oбратили ли вы внимание, что тема сада, искусства разбивать сады, совершенно ушла из сферы нашего внимания? А ведь вплоть до последнего времени, даже при советском режиме, существовала профессия «садовника», и этому посвящались особые журналы и публикации. Сад ассоциируется с чем-то мирным, спокойным, стабильным, изысканным, даже чрезмерным. Естественно, что сегодня мы предельно далеки от такого состояния души, от такого настроя. Мы совершенно забываем о саде, который вытеснен если не городом и городской организацией пространства, то огородом или, в лучшем случае, спонтанным выездом на «природу».

Эдем и история

Сад испокон века считался мерилом человеческой культуры, шкалой цивилизации. Неслучайно одним из семи чудес света были «сады Семирамиды». Чем дальше в глубины истории, тем значение сада возрастает. Во многих традициях существует устойчивая тенденция отождествлять рай именно с садом — отсюда «райский сад».

В иудео-христианском символизме сам Адам, первочеловек рассматривался как «садовник». По крайней мере, так обстояло дело до грехопадения. Потом на смену садоводству пришли более жесткие профессии — хлебопашество оседлого Каина и скотоводство кочевого Авеля. Первый сад — Эдем — был насажен самим Богом и вверен Адаму как его обитель по преимуществу. Райское состояние не знало трагедий и конфликтов, огня страстей, безумств плоти, перманентной революции не утихающей гордыни. Сад, райский сад — это особое промежуточное состояние между природой в чистом виде (дикая природа) и цивилизацией, между естественным и искусственным, между человеческим и Божественным.

Согласно православной традиции, райское состояние было предназначено Творцом для Адама навечно. Именно в пространстве Сада, в Саду, должно было проходить существование человека и человечества, если бы праотцы соблюли нетронутым роковое Древо Познания. И лишь катастрофа неповиновения, заложенная в свободе воле, дарованной человеку, привела к утрате рая, к изгнанию из Сада, к прощанию с тем уникальным пространством, где все вещи и процессы находились в тонком, весеннем, прообразном состоянии.

История как история скитания, греха и покаяния вплоть до финального искупления, начинается именно с утраты Сада, протекает вне его и должна закончиться его новым обретением.

В ностальгии по нему ее самое интимное зерно.

Растение и камень

Французский традиционалист Рене Генон в своей небольшой работе «Эзотеризм Данте» прекрасно показал симметрию между символизмом сада (растительным) и символизмом камня (минеральным). Генон указал на строгую связь растительности с образами начала времен, когда все тенденции истории пребывают в зародыше, в живом росте, как прорастающие семена, тогда как камень связан с концом времен, с окончательной фиксацией ее силовых линий в строгом и неподвижном иероглифе. В христианстве такой эсхатологический символизм запечатлен в Небесном Иерусалиме Апокалипсиса, в том каменном граде, который снизойдет с небес в миг Страшного Суда.

Здесь особая логика. В начале истории — изобилие потенций. Утрата этого изобилия — движущий мотор исторического бытия. С одной стороны, человека все больше относит инерцией от изначального Сада, вход в который охраняет огненный архангел с мечом. С другой стороны, световая часть души мучит человечество неизбывной ностальгией по утраченному, заставляя его снова и снова идти по трудным путям Сифа, третьего сына Адама, который, по преданию, сумел вопреки всем преградам вернуться туда, откуда с позором были изгнаны его родители.

Ностальгия по Саду — тайное содержание воли всех могучих и великих народов истории. Сама «земля обетованная» есть ничто иное как историческая проекция древнейших райских земель, их тень. В этом сакральная логика вечного возвращения на древнюю роскошную землю, к истокам времени и пространства, к тому счастливому благодатному месту, откуда начались исторические скитания.

Один и тот же мотив возврата к саду объединяет по ту сторону исторических и религиозных расхождений и сиониста, движимого страстной ностальгией алии, и русского, взыскующего Святую Русь, Невидимый Китеж, и германца, опьяненного субтильной тоской по древнему полярному континенту, по Ultima Thule…

И если в истоке рай выступает именно как Сад, и такой образ тайно образует всю плоть душевной утраты, то в жестких, мучительно-искупительных провидениях эсхатологии, в жуткую апокалиптическую эпоху Конца он окаменевает, одевается в минеральные ризы, превращается в Град.

Но оба образа, — растительный и минеральный, — оба полюса священной истории не являются, строго говоря, антитезами. И сама этимология вскрывает любопытные параллели.

Город–Сад–Гора

Русское слово «город», «град» происходит от корня, обозначающего «огораживать», «городить», обносить «оградой». Оно — однокоренное со словом «гора». В немецком мы видим ту же закономерность, ту же логику, только на материале иного корня — Burg («город») и Berg («гора»). Но самое любопытное, что немецкое «Garten», «сад», восходит к тому же славянскому «град», «городить», как и английское «garden», французское «jardin» и т.д. Скорее всего, общая идея заключается в круговой обнесенности человеческого поселения, отделенного от остального мира волшебной чертой, на которой кончается «наше» и начинается «чужое». Сад и Город помещаются в традиционной цивилизации в центре космоса как его наиболее интимная, наиболее живая, наиболее ценная часть. (Сравни «Mitgard» скандинавской мифологии «Срединная Земля»). В мифологиях некоторых народов (в частности, у индусов и персов) в центре мира находится Гора, ось. И не случайно традиционно существовал обычай основывать города на горе или холме, и в соответствии с более сложным символизмом на семи горах или семи холмах. На семи холмах стоит и Москва.

И снова странная этимологическая и символическая близость «город»-«гора». Изгнание из райского сада — изгнание из центра, который остается неизменным всегда, и лишь огрубление человеческого восприятия, его отчуждение от своего духа и своего внутреннего полюса заставляет смотреть на него как на внешний объект, небесный камень, приходящий не изнутри, а извне (или не приходящий). Каменное небо, падения которого боялись в древности бесстрашные кельты.

Вечный Сад, тайный город, скрытая столица бытия.

Разорители садов

В иудейской каббале существует формула — «разорители садов». Это — категория злостных демонов, которые вырывают растения и деревья с корнями. Весь символический комплекс весьма показателен. Деревья и растения суть души людей или архетипы иных нечеловеческих существ. Они посеяны в священной земле рая, уходят корнями в глубины божественных пластов. Ведь Сад, о котором идет речь, особый. Перевернутый. Растущий не снизу вверх, но напротив, сверху вниз. В духовной реальности, то есть в истинной реальности, в реальной реальности, все обратно материальному миру — призраку, «месту скорлуп», «клиппот». «Разорители садов»… Важнейшая категория не просто в эзотерической доктрине, но в самом насущном деле — в интерпретации нашего современного мира. Его главная характеристика — отсутствие Сада. И не только. Отсутствие ностальгии по Саду, затухание трагического ощущения утраты, потери, недостаточности, необъяснимой формально онтологической тоски.

Центральное измерение, скрытый полюс, обетованная земля более не мучат иссохшие души. Если и осталась где-то фрагментарная апелляция к ним, то чисто условная, откровенно поддельная, для проформы, для позы, для карьеры. Пародии.

Кто теряет память об утрате? Лишь деревья, цветы и травы, вырванные с корнем. Засохшие, исторгнутые чьей-то зловещей рукой из благословенных небесных недр.

Лесоповал — наказание преступникам. Дело преступников. Темные энергии «разорителей садов» входят в зэков, обрекают их на срастворение с агрессивными волнами «левой стороны».

Но, конечно, не лесорубы являются главными деятелями современного упадка. Все началось в цивилизованном ключе, еще со времен споров «номиналистов» и «реалистов».

Напомним, «реалисты» утверждали, что дух вещи, ее архетип, ее имя предшествуют ее появлению в физическом мире, а следовательно, вначале существует тонкий зародыш, невидимый полюс, «душа», «универсалия», «монада» и только потом сама вещь. «Номиналисты» утверждали обратное. Вещь существует сама по себе. Она первична, а ее душа или ее имя возникают как абстрагирование, умозрительное действие, отталкивающееся от конкретного факта. Одним словом, «унивесралии» нет самой по себе, она — лишь плод человеческого рассудочного домысливания. Знаменитая «бритва Оккама» — главное орудие «номиналистов». С ее помощью «номиналисты» отрезали «ненужную духовную часть», денонсировали «предсуществующее зерно» как фикцию. Понимаете, что это значит? Именно этой «бритвой Оккама» и срезали скептики и рационалисты тайные стебли вещей, уходящие в почву Сада. Интеллектуальный лесоповал. Рационалисты — «разорители садов». Дальше — больше. Декарт, печальный Кант, веселый Конт, неопозитивисты с засученными рукавами, недоумение бедняги Витгенштейна, обнаружившего, что «атомарного факта» просто не существует и занявшегося «языком». Стоп. Случай Витгенштейна важен для нашей темы.

Он с товарищами начал с того, что предложил выкорчевать не только деревья и кустарники инерциально-онтологической мысли, но и удалить пни. Остатки корней. Все до последнего сучка. Долго трудился над этим, но мало-помалу пришел к выводу, что срубленные стволы и вырванные цветы распадаются в прах прямо перед глазами экспериментатора. «Атомарного факта» не существует. Если бы Витгенштейн заглянул в «Зохар», он мог бы сберечь много усилий. Миссия «разорителей садов» состоит в приведении вещей к ничто. Они подлежат юрисдикции зловещего демона кладбищ и молчания — демона Дума. Это полчища уничтожителей. Под трезвой миной научного позитивизма — лишь бурный, самокусающий нигилизм.

Миф

Сад — место смыслов и истоков, тайная почва бытия. Das Grund. Основа. Онтологический базис.

К нему, к Истоку, к обетованной земле онтологии приходят и слева, и справа, и через отрицание, и через утверждение, и через одну религию, и через другую. Мы не утверждаем, что в этом Саду все просто и мирно, что там царят гармония и единство. Проблемы есть и там. Ведь и змей и двусмысленное Древо Познания пребывают в раю не случайно. Но это уже совершенной иной разговор. Для сильных духом мужчин (иногда и женщин). В нашей же ситуации в центре иная дилемма: Сад или не–Сад.

Или (единый и неделимый) миф Истока, ностальгия возврата или полное отождествление с хаотическим процессом, потерявшим смысл, цель и ориентацию. «Открытое общество» строго тождественно «сумме атомарных фактов» неопозитивизма. Если в философии эта тема дошла до тревожного и трагического предела, заставившего резко подать назад того же Витгенштейна, поверхностная политология Поппера, не говоря уже об «экономистах», всецело и некритически наследует давно преодоленный и разоблаченный (самими его носителями) оптимизм раннего неопозитивизма. Неужели вы сами не понимаете, насколько неубедительны и натянуты Арон, Хайек и автор «Открытого общества и его враги»?! Делая вид, что вся история «трагической» стороны философии их просто не касается, эти самодовольные посредственности с весомым видом и, опираясь на крупные государственные фонды, провозглашают лучезарную банальность, совершенно ложную хотя бы потому, что она не интерпретирует, но лишь констатирует. «Бритвой Оккама» внимательные (трагические) умы уже полоснули по своим собственным (и чужим) глазам вместе с Бунуэлем и Дали в «Андалузском псе». Либералы же как ни в чем не бывало обывательски используют ее для ежедневного бритья.

Сад неэффективен. Его коммерческое значение ничтожно. Он антирыночен и даже антииндустриален. Но он и не фрагментарная экология, не странноватая и жалкая надежда на безгласных и безмозглых. Истинная экология — движение вглубь бытия. Трагичный и часто фатальный путь к утраченной Родине. Не мартышка, не крот, но ангел. Вот альтернатива современному постмодернистическому нигилизму.

Церковная квадратура круга

Структура Сада тождественна структуре мифа. Рай — изначальная янтра, мандала. Первоикона. Устройство райского Сада столь же иероглифично, как и Нового Иерусалима, тщательно описанного пророком Иезекиилем. В центре крестообразно четыре реки. Вне — круглая ограда. Получается кельтский крест. Древнейший календарь: четыре времени года, четыре главные точки — два равноденствия и два солнцестояния. Солнце движется по окружности рая. Это — огненный меч архангела, препятствующий нелегитимному возврату «падшего человечества».

Вход в рай — через реку Юга. Это — зимнее солнцестояние, точка полуночи. Это одновременно и выход. Отсюда праотцы отправились в круговороты скитаний. Сюда же проскользнул благочестивый Сиф, и некоторые другие праведники, избежавшие смерти на круговращении периферии.

У Небесного Иерусалима тоже четыре стены (времена года) и двенадцать врат (месяцы). Снова календарный солнечный символизм. Но как указал Рене Генон, важно отметить тот факт, что райский Сад — круг, а Небесный Иерусалим — квадрат. Реализация «квадратуры круга» не досужая головоломка темных мистиков преднаучного периода, но глубочайшая эсхатологическая проблема. Решать ее необходимо и нам с вами. Она обращена ко всем. Это — математика Адама. И его потомства. Даже самого далекого. Или вы все еще числите себя правнуками Ханумана, этой (столь полезной седьмому аватару, признаем) макаки?

В тот момент, когда Сад станет Градом, круг превратится в квадрат. Но такое парадоксальное мгновение означает и обратную трансформацию — Град становится Садом, квадрат — кругом. Плоть — духом, дух — телом.

Для христиан — путь нового обретения рая пролегает через Голгофу. Это — христианское зимнее солнцестояние. Крест, на котором распят Сын Божий, одновременно четыре реки рая. Жертва Агнца пресуществляет боль в радость, смерть в бессмертие, отчаяние в торжество, конец в начало, тлен в вечность. Для христианина квадратура круга, конец времен — в евхаристии, где единый и бессмертный Бог дает себя в «пищу спасения» верным. Отсюда — растительный символизм в церковной росписи. Храм — Сад, вновь обретенный рай. Он же Голгофа. Он же Небесный Иерусалим.

Идеологические импликации

История людей — это история сражения между мифами, между сакральными структурами, между различными артикуляциями ностальгии по Саду. «Атомарные факты» — лишь внешние скорлупы этой сложной и одухотворенной драмы, les dechets. Когда человечество еще жило в мифе, легко ориентировалось в нем, тогда догматические и богословские нюансы были, на самом деле, сверхзначимыми, чреватыми колоссальными и живо ощущаемыми людьми выводами. Отсюда религиозные войны, сложнейшие мистико-политические интриги, многоплановые идеологии.

Сегодня картина радикально иная. «Разорители садов» — топором ли, бритвой ли — срезали «ненужную» (как им казалось) духовную часть, окончательно оторвав вещи от райских корней. Только по этой причине сегодня за «религиозными войнами» стоят нефтяные компании, а за идеологическими переворотами — рыночные монополисты. Мифы потеряли свое определяющее значение, превратившись лишь в медиакратическое средство (для толп) в руках циничных манипуляторов рыночного строя. Поэтому так очевидны лицемерие и фальшь тех, кто деланно взывает к «религиозным» факторам. Нефтеислам, криминальное «православие», спекулянтский протестантизм, банковское католичество, медиакратический буддизм. Между этими имитациями не может быть реальных противоречий — это предвыборная агитация, рекламный ролик. Как только проблемы маркетинга улажены, и одна «невидимая рука рынка» пожала другую, засунув в бездонный карман корпорации кипу зеленых купюр, наступает «религиозное перемирие», «побеждает разум», послушно лобызаются «духовные авторитеты».

На самом деле, демаркационная линия проходит сегодня не между религиями и народами, а между наследниками «номинализма», между зловещим племенем «разорителей садов» и теми, кто по-прежнему, несмотря ни на что продолжает принимать миф совершенно всерьез, верит в Сад, мучается черной, неодолимой тоской по «отсутствующей части». А это чревато настоящим, а не фиктивным, не инсценированным конфликтом.

С одной стороны, все формы «позитивизма» стягиваются в единую модель. К Фукуяме. Неважно, что сейчас кажется, будто он поспешил. Фукуяма всерьез и надолго. Так же, как и Поппер. Его рано сбрасывать со счетов. «Конец истории» остается главной целью одной части человечества. Той, которая сегодня у планетерной власти. Той, которая «разоряет сады», отрицает «тайну Града».

С другой стороны, все яснее очерчивается общность позиций тех, кто долгие века и тысячелетия чертил между собой зловещие иероглифы крови. Общность мифа — всех мифов, всех форм ностальгии по Саду — перед лицом зловещего лезвия потребления. Это очень трудно принять и признать. Но придется. Рано или поздно придется.

«Разорителям садов», по сакральным законам Традиции, обрубают руки.

«Невидимые руки рынка»…

Опубликовано в газете "День литературы" в 1999 г.



Оглавление "Русская Вещь"
Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное



    Прочие ссылки
    Архив
    29 февраля 2004, 16:58
    Сакральная география | Гиперион | Яблоневая география | 27.07.2001
    FAQ | А.Дугин | Об атлантизме/евразийстве, крови/почве, Homo Spatialis | 1999
    FAQ | А.Дугин | О соотношении столичного и регионального фактора | 10.10.1999
    21 января 2004, 10:26
    Сакральная География | А.Дугин | Москва Uber Alles | сентябрь 1997
    3 июля 2003, 23:33
    FAQ | А. Дугин | О происхождении названий городов | 1999
    FAQ | А. Дугин | О свинье и средневековых традициях | 1999
    1 мая 2003, 12:35
    ''Элементы'' №8 | А.Г. Дугин | Апокалипсис стихий | 2000
    10 февраля 2003, 12:11
    Милый Ангел №1 | Рене Генон | Атлантида и Гиперборея | 2000
    Милый Ангел №1 | Рене Генон | Место атлантической традиции в Манвантаре | 2000
    16 декабря 2002, 17:13
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | Ошым ошым | 2000
    ВЕСЬ АРХИВ