21 сентября, четверг
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
А.Г.Дугин | Русская Вещь | Такое сладкое ''нет'' | 1999 Напечатать текущую страницу
Оглавление "Вторжение"   Оглавление "Русская Вещь"
А.Г.Дугин

"Вторжение"
"Русская Вещь", Арктогея, 2001

ТАКОЕ СЛАДКОЕ «НЕТ»…

B русском старообрядчестве есть крайнее направление — «нетовщина». Это экстремальное течение беспоповщи ны, Спасово согласие, отличающееся тем, что смотрит пессимистичней всех остальных беспоповцев (не говоря уже о поповцах!) на ту онтологическую и сотериологическую катастрофу, которая произошла на Руси, в мире, во Вселенной вместе с расколом. Разделяя общую старообрядческую, шире, святорусскую теорию о «Москве_Третьем Риме», к которому стянулась после падения Царьграда экклесиологи ческая предпосылка спасения, нетовцы абсолютизировали драматизм того обстоятельства, что вместе с никоновскими реформами, и особенно с разбойным Собором 1666_67 годов, последний оплот открытой возможности обожения, богоизбранная Московская Русь утратила свое эсхатологическое качество и вверглась в апостасию, следуя темным путям, по которым ранее прошли папежцы, лютеры и униаты.

Нетовцы, будучи истовыми христианами, крайними консерваторами, оказались в ситуации, когда сама бытийная ткань окружающего мира во всей его совокупности — в природе, обществе, религиозных институтах, в политике, самой материи, наконец — утратила свое световое измерение, замкнулась в темных и безысходных лабиринтах отступничества, откуда не было больше выхода к горизонтам спасения и преображения. Нетовщина разделилась на «поющую» и «глухую», самая радикальная — глухая. Она утверждала, что из «мира изъято вообще все», что «церковь на небо ушла». При этом Спасово согласие называлось так, поскольку считалось, что и в этой ситуации Сын Божии, Исус Христос, может по своей воле и благодати все же спасти тех, кого посчитает нужным, но в качестве исключения, как бы уже совершенно вне зависимости от действий человека, который отныне обречен во всех своих путях.

Нетовское направление в староверии только на первый взгляд может показаться «протестантистским», «прогрессистским» и т.д. На самом деле, это глубочайший консерватизм, и отказ от большинства православных обрядов и таинств у Спасовцев свидетельствует не о преодолении их, но о радикальном отказе признавать в качестве аутентично го то, что заподозрено в порче. Очень важно это понятие — «порча». Для нетовцев после раскола «испорчен» весь мир, вся Русь, все Русское Православие, к которому историчес ки стянулась избранная, спасенная, «благая» часть бытия.

Нетовцы утверждают трансцендентность «удалившейся святости», трагически, безмерно сокрушаясь об утраченной полноте. Они не просто констатируют факт, что «ничего нет», они выплакивают его.

Любопытный момент: нетовцы почитают среди первых учителей своего согласа Капитона, вождя «лесных старцев», которые появились в Заволжье еще до раскола. Старец Капитон был крайний аскет, спал стоя, привешивая себя на цепь, разговлялся луковицей, проповедовал абсолютный пост — хоть до смерти. Капитон одно время был близок к Царю, но потом — из-за интриг высших клириков — был удален, но не особенно огорчился, так как, согласно его взгляду на мир, в нем нечего было более делать. Удалившись в леса, старец Капитон висел на своей цепи и считал, что все потеряно . От эпитетов, которыми он награждал существующую церковную иерархию, краснели бесы.

Великий Капитон! До какой степени он был прав!

Но можно заглянуть еще дальше: в эпоху спора святого Иосифа Волоцкого с преподобным Нилом Сорским. Преподобный Нил Сорский, представитель русского исихазма, настаивал на крайнем аскетизме, на отделении монашеского бытия от русского мира и дел его. Косвенно намекал преподобный Нил Сорский на то, что Святая Русь тоже вот-вот отойдет от ее идеала, как пала Византия, так как последние времена и заведомо все духовное должно сделать окончательный и решительный выбор в пользу пустыни, оставив монастырские угодья, «тягловое государство», тяжелый труд всеобщего спасения администра тивным, «кадровым» инстанциям. Его оппонент, святой Иосиф Волоцкий был категорически против такого подхода и настаивал на полной святости Руси и в духовно-мона шеском, и в державно-политическом, и в хозяйственном аспектах. Святая Русь, по Иосифу Волоцкому, вбирала в себя духовное, не противопоставляя его другим сторонам бытия. Святой Иосиф Волоцкий утверждал континуаль ность, непрерывность между «матерью-пустыней» и тягловым государством, так как в Святой Руси все было направлено к единой цели — к всеобщему спасению и преображению в лучах великого последнего града Москвы-Третьего Рима. Исторически победил святой Иосиф Волоцкий. Но правда преподобного Нила Сорского не стерлась, она ждала своего часа.

Затем пришел старец Капитон, а затем нетовцы обосновали свою великую Боль абсолютизацией катастрофического онтологического, сотериологического и метафизического содержания раскола.

Можно идти еще вглубь веков и прослеживать «афонский след» преподобного Нила Сорского. Дело в том, что греческое Православие столкнулось с разделением церкви и государства (мира) еще раньше — в момент взятия Царьграда агарянами. В этот момент традиционно пессимистическая аскетика (авва Дорофей еще говорил: «не могу быть одновременно с Богом и с людьми») получила подтверждение своей трансценденталь ной правоты—пустыня отныне имела карт-бланш в мире, где свирепствовали жестокие потомки Измаила, а не пригожие византийские василевсы. Матерь Пустыня.

Афонских исихастов их противники обвиняли в «ереси мессалиан». Так называется сочинение, направленное против святого Григория Паламы, писанное его противником Варлаамом. Мессалиане — древняя ересь, но в полемике речь идет о «новых мессалианах», как называли в ту эпоху богомилов. Богомилы-«мессалиане» — это продолжение гностического направления раннего христианства, которое утверждало обратный характер мира земного по отношению к миру небесному . По учению богомилов, земной мир фундаментально отличен от мира небесного, так как создан «павшим ангелом», сатанаилом. Поэтому земные институты, в том числе религиозные, не имеют реальной силы и только укрепляют могущество «князя мира сего». По этой причине у богомилов была своя параллельная иерархия, которая противопоставлялась официальной церкви, и пути спасения были крайне узки, сопрягаясь с предельной аскезой, с полным отречением от «мира материи».

Но и богомилы и мессалиане появились не на пустом месте. С первых лет распространения христианства существова ли течения, склонные противопоставлять световую реальность Христа, миры Спасителя , возвышенную, трансцендентальную этику Нового Завета, бытоустроительной, реалистически-прагматической земной иерархии, «эре закона», где все исчерпывалось логикой поощрения_наказания, распознанной как инструмент сатаны, то есть миру имманентной тьмы. Таковы были гностики-дуалисты, и особенно известный ересиарх Маркион, на основании антихристианс кой этики отвергавший весь Ветхий Завет. (Особенно его возмущал случай, когда пророк Елисей натравил убийцу-медведицу на невинных детишек, дразнившихся на него за его плешивость.)

Вне христианского контекста мы также встречаем аналогичное отношение к нижнему миру в буддистской традиции. Учение о сущности мира как о страдании и безысходном «колесе перевоплощений» лежит в основе буддистской сотериологии. Здесь нет гностического дуализма, нет богомильской идеи «злого демиурга», но смысл приблизитель но тот же: подоплека мира — в страдании и зле, необходимо вырваться оттуда, обратить свое внимание на иное, «погасить» мир, стяжав «нирвану».

Дошли до царевича Сиддхарты. Но от матери-пустыни не удалились. Излюбленный православный мотив нетовцев — история о царевиче Иоасафе (память 19-го ноября по старому стилю), которая вплоть до деталей повторяет каноническую историю Будды Гаутамы. Этот же сюжет о царевиче Иоасафе был излюбленным в Нило-Сорской пустыне.

Царевич Иоасаф, сын индийского царя Февдула, принял Православие в своем дворце от старца Варлаама и отказывался выходить наружу. Его отец, обеспокоенный угрюмостью сына, уговаривал его выйти погулять, распорядившись убрать с глаз долой из царского сада больных, старых, инвалидов и нищих. Но сквозь плотную и чуткую стражу просочился какой-то убогий, как на зло попался на глаза царевичу Иоасафу и замямлил: «Ой, дитятко! Как в лета войдешь, хуже меня будешь; да и помирать надо, дитятко!» Посмотрел молодой красавец царевич Иоасаф-Гаутама и пошел в матерь-пустыню.

Диалог между царевичем Иоасафом и матерью-пустыней воспет в знаменитых русских песнях, особенно популярных у староверов и, естественно, нетовцев. Здесь удивительный мотив: по-русски понятая пустота («шуньята»), альтернативная проклятому обреченному миру, обретает веские, плотские черты. Трансцендентное описывается в терминах сакральной русской природы.

Царевич Иоасаф (Асаф) на предостережения «матери-пу стыни», что мол, де круто и лихо ему в ней, дикой и отчужденной, будет, отвечает:

«Не стращай мене, мати,
Ты великим страстями,
А пусти меня, мати,
Да в лес во дремучий!
Разгуляюсь я, млад юнош,
Сын Асафей царевич,
Во зеленой во дуброве;
Есть частыя дерева,
Со мной будут думати думу;
На деревах есть мелкое листе,
Со мной станут говорити;
Лютые звери станут мене забавляти!
Прилетят райские птицы —
Со мной распевати,
Мене спотешати,
Христа Бога прославляти,
Как Христос Бог на небесах,
Херувимы, серафимы,
Со небесною силой!»

Если мы держим в сознании все предыдущее, то должны обратить внимание на то, что Трансцендентное («матерь-пу стыня», «мать-пустота») описывается здесь как насыщенная парадоксальным потаенным смыслом русская природа, последнее утешение нетовца, висящего на цепях лесного старца, беглого богомила…

Вот фрагменты нетовской версии истории о царевиче Иоасафате:

«Как шел старец по дорожке, черноризец по широкой… (…) Идучи слезно плачет, во слезах пути не видит, во рыданиях слова не молвит». Навстречу «Сам Христос Царь Небесный». Говорит Христос: «Ой ты, гой еси, старец-черно ризец, слезно плачешь? О чем, черноризец, воздыхаешь?» Ответ: «Ой ты, гой еси, Христос, Царь Небесный! Как мне, Господи, не плакать? Потерял я златую книгу (выделение наше—А.Д.), потопил я ключ церковный (выделение наше—А.Д.) в море!» Речь идет в нетовском контексте об утрате Церкви и церковных таинств. «Златая книга» — таинства.. «Ключ церковный» — церковная иерархия . «На небо ушла…». Все. Христос за парадоксальным обретением и того и другого посылает старца-черноризца (в некоторых версиях — «царевича Асафа») в пустыню. Старец (=«Асаф») говорит тогда: «Ой ты, гой еси, батюшка Христос, Царю Небесный! Ты поставь-ка мне в пустыне келью, где бы люди не ходили, одне-бы пташки пролетали, меня-бы, старца, потешали, ото сна-бы пробуждали; ото сна-б я пробудился, на правило становился! » Вслед за тем Христос повелевает своим православным христианам бежать из городов-сел от народившегося антихриста: «Не сдавайтесь вы, Мои светы, тому змию седьмоглаву, вы бегите в горы, вертепы, вы поставьте там костры большие, положите в них серы горючей, свои телеса вы сожгите! Пострадайте вы, мои светы, за Мою веру Христову: Я за то вам, мои светы, отворю райские светлицы и введу вас во Царство Небесно и Сам буду с вами жить вековечно! »

Удивительное сочетание в этом русском трагическом гнозисе

а) примордиальной русской природы (где райские птицы пробуждают монаха к чтению полунощницы, а сама пустынь описана весной как невероятно притягательная богатая красой и нарядами, плотски влекущая женская сущность ),

б) метафизической концепции о трансцендентности шуньяты (пустыни-пустоты) и

в) огненного страдания.

«Вы поставьте костры большие, положите в них серы горючей, свои телеса вы сожгите!»

Свои телеса вы сожгите!

Как бы мы ни подходили к этой теме, факт остается фактом: есть люди, наделенные гностическим темпераментом, врожденные нетовцы, которые жарко и плотски взыскуют Трансцендентного и органично, спонтанно и безыскусно воспринимают имманентное как гниение, тлен и гибель. Они объясняют себя по-разному. Они сбиваются в группы и формулируют догмы. Их отличают не формальные, но более глубокие признаки, не доктрина, но архетип. Метадоктри на универсальной «нетовщины». Оказавшись в той или иной культурно-религиозной среде, гностики-нетовцы по-разному выражают свое послание. Нельзя сказать, что их послание — всегда одно и то же. Будем осторожны — это послание всегда очень и очень похоже.

Кое для кого огненная пустота боли и одиночества жива и полна смыслом, а наполненный петрушками многоликий мир (в том числе и наше собственное тело, шире, наша собственная индивидуальность) есть ноющая, бессодержатель ная, отталкивающая пустота. И нам с ними никогда не понять друг друга. «Les gens du jour ne vous comprennent plus… On est separe2 d'eux par tout la peure et on en reste e2crase2 jusque moment ou1 Ca finit, d'une facon ou d'une autre… Dans la vie ou dans la mort».

Горизонты нетовщины. Любезный костровый поцелуй матери-пустыни. Богомилы, катары, царевич Иоасаф, древний Гаутама.

Мы стояли там, где стоим. Столько веков… Столько смертей… Столько сырых соленых капель из одурелых красных глазниц… Спокойной ночи, старец Капитон.

Желаем тебе не проснуться завтра.



Оглавление "Вторжение"   Оглавление "Русская Вещь"
Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    27 февраля 2004, 20:32
    Старообрядчество | FAQ | А.Дугин | О нательном кресте старовера | 1999
    27 декабря 2003, 16:35
    Старообрядчество | Старая вера и новая Россия | Завтра |
    5 июля 2003, 13:44
    FAQ | А. Дугин | О старообрядцах и протестантах | 1999
    FAQ | А. Дугин | О традиционализме Старообрядчества | 1999
    FAQ | А. Дугин | О Единоверии как процессе, его истории, Савве Дугине и Кураеве
    6 июня 2003, 03:22
    "Вторжение", №12 | А. Дугин, А. Езеров | Брат наш Кукша убит на рассвете| 2001
    15 декабря 2002, 13:04
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | Возвращение бегунов | 2000
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | Такое сладкое ''нет'' | 1999
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | ''Сторож: сколько ночи?'' | 1997
    А.Г.Дугин | Русская Вещь | ''Кадровые'' | 1997
    ВЕСЬ АРХИВ