28 июля, пятница
Поиск 
Декларации
Манифест АРКТОГЕИ >>

Мармеладъный (аудиоверсия) >>

Я летаю! (Николай Коперник mp3) >>

Книги Дугина

· Обществоведение для граждан новой России (2007) (new!) >>
· Конспирология (2005) >>
· Философия Войны (2004) >>
· Философия Политики (2004) >>
· Философия Традиционализма (2002) >>
· Эволюция парадигмальных оснований науки (2002) >>
· Русская Вещь (2001) >>
· Абсолютная Родина(1998) >>
· Тамплиеры Пролетариата(1997) >>
· Консервативная Революция (1994) >>
· Метафизика Благой Вести(1994) >>
· Гиперборейская Теория(1990) >>
· Мистерии Евразии(1989) >>
· Пути Абсолюта (1989) >>

Диссертационные исследования
Периодика
Альманах "Милый Ангел"

 номер 1
 номер 2
 номер 3
 номер 4


Журнал "Элементы":

 № 1 (Консервативная Революция)
 № 2 (Югославия и новый мировой порядок)
 № 3 (Элита)
 № 4 (Загадка социализма)
 № 5 (Демократия)
 № 6 (Эротизм)
 № 7 (Терроризм)
 № 8 (Национал-большевизм)
 № 9 (Постмодерн)


Газета Вторжение

Газета Евразийское Обозрение
Наше Audio
Цикл программ Finis Mundi
(в mp3 - low quality)
Рене Генон

Юлиус Эвола
 Густав Майринк
 Жан Бьес
 Мирча Элиаде
 Барон Унгерн
 Герман Вирт
 Фридрих Ницше
 Арх. Киприан (Керн)
 Жан Парвулеско
 Жан Рэй
 Петр Савицкий
 Ги Дебор
 Граф Лотреамон
 Николай Клюев
 Карл Хаусхофер

Песни Ганса Зиверса

Песни Евгения Головина
Серии/циклы
Сны ГИПЕРИОНА >>


А.Дугин АЦЕФАЛ >>



А.Дугин Rolling Stone >>


FAQ >>




А.Штернберг Барбело-гнозис(стихи) >>
Ю.Мамлеев Песни нездешних тварей(стихи) >>
Наши координаты
РФ, 125375, Москва, Тверская ул., дом 7, подъезд 4, офис 605,
телефон:
+7 495 926 68 11

Здесь можно всегда приобрести все книги, журналы, газеты, CD, DVD, VHS А.Дугина, "Евразийского Движения", "Арктогеи", ЕСМ и т.д.

Заказ книг и дисков.
По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

E-mail:
Директор:
Александр Дугин
Контент:
Наталья Макеева,
Дизайнер:
Варя Степанова

Наша рассылка . Введите Ваш e-mail, чтобы получать регулярную информацию о новинках и мероприятиях:

Ссылки

Счетчики

..
Отношение к библейским текстам в рамках парадигм модерна и постмодерна. Напечатать текущую страницу
Алексей Андреев

Отношение к библейским текстам в рамках парадигм модерна и постмодерна.

Проблема автора

В парадигме премодерна Бог мыслился как Творец, как Автор двух великих книг: книги Природы и книги Откровения, т.е. Библии. Греческий текст Никео-Констатинопольского Символа веры называет Бога не просто Творцом, но (дословно) Поэтом неба и земли. С концом Средневековья, практически все атрибуты Бога были перенесены на эмпирического автора. Какие функции выполнял модернистский автор текстов? Главная функция автора – гарантия смысла в тексте. Ведь человек, как мыслящий субъект не станет писать бессвязные и бессмысленные тексты. А если один человек написал несколько текстов, то именно его единственное и уникальное авторство будет обеспечивать их единство. Ролан Барт пишет об этом так: «Дать тексту Автора означает установить его пределы, присвоить ему окончательно значение и «закрыть» письмо».1

В соответствии с этим, основной метод модернистской библейкой герменевтики Жан Кальвин формулирует так: «Главная задача толкователя – дать высказаться самому автору, вместо того, чтобы приписывать ему то, что он, по нашему мнению, должен был сказать».2 «Ученики Кальвина должны были знать именно то, что хотел сказать автор данного текста, и любое другое «духовное» значение, которое отличалось бы от авторского замысла, сразу же считалось ложным и не назидающим»,3 - пишет исследователь творчества Кальвина Иосиф Харутюнян. Фридрих Шлейермахер, вершина либерального (т.е. ультрамодернистского) богословия, призывал познать текст даже лучше, чем это сделал сам автор. С течением времени Библию все более воспринимали как простой, а не богодухновенный текст. Под сомнением оказались тексты Пятикнижия. В 1711 г. молодой ученый Хенниг Бернхард Виттер, а потом, в XIX в. такие корифеи библейской науки как Вильгельм де Ветте и Юлиус Вельхаузен доказывают, что Моисей не может являться автором всего корпуса Торы. Концепции автороцентричных толкований все дальше уводит ученых от традиционных воззрений Церкви. Но это продолжалось недолго.

Ролан Барт в 1968 г., Мишель Фуко в 1969 г. представляют общественности два эссе с одинаковым заглавием – «Смерть Автора». Для нас важна еще одна «смерть», провозглашенная практически за столетие до этого. Это известная концепция «смерти Бога» у Ницше. Практически всю постмодернистскую библеистику пост-теолог Марк Тейлор характеризует как «герменевтику ”смерти Бога”».4 Вместе с Богом-Творцом, гарантом гармонии и законченности Творения, исчезает и Автор как гарант смысла и целостности текста.

Как писал Ролан Барт: «Необходимой платой за рождение читателя является смерть Автора».5 На место Автора встает Читатель – автономный творец собственных смыслов в процессе игры с текстом. Наиболее ярко это представлено в американском неопрагматизме Ричарда Рорти и Стэнли Фиша. В пост-библеистике подобную позицию занимает, например Стивен Мур. Анализируя Новый Завет, он пишет об исчезающей фигуре автора одного из Евангелий, апостоле Луке: «Если его [ап. Луку – А.А.] рассматривать не просто как историческую фигуру, пытающуюся в свое отсутствие управлять нашим научным дискурсом из некой удаленной точки вне дискурса, предшествующей ему, - то кем или чем он окажется еще? Постмодернистский ответ бескомпромиссен: «Лука» - это имя, которое мы присваиваем самому лучшему нашему толкованию; «Лука» - проекция нашего стремления к объединяющему центру и основе текстового значения; «Лука» - выражение воли читателя, «Лука» - это я сам».6

С другой стороны, смерть Автора является также началом «рождения» не только Читателя, но и самого Текста. Один из теологов освобождения, Северино Кроатто, пишет: «Это физическое отсутствие [Автора – А.А.] являет собой семантическое богатство. Закрытость значения, обусловленная говорящим, теперь сменилась его откры- тостью».7 Таким образом, мы подходим ко второй фундаментальной проблеме постмодернистской библеистики – проблеме текста.

Проблема текста

Классическое христианское толкование Писания основывалось на принципах онтологии Аристотеля. Этот толковательный принцип можно назвать «герменевтическим реализмом». Каждое слово представляет собой знак, напрямую отсылающий к соответствующей реалии в мире.

В контексте парадигмы модерна текст уже обусловлен не метафизикой или онтологией, а контекстом. То есть непосредcтвенно культурно-историческим фоном. Литературовед Джордж Гарсия пишет: «Текст вне исторического контекста безгласен. Чтобы нечто обрело смысл и стало законом, а знаки, в свою очередь, составили текст, они должны быть соответствующим образом подобраны и наполнены смыслом в определенном сочетании в конкретный исторический момент. Тексты вне истории перестают быть текстами».8 С развитием исторических наук и литературоведения, в библеистике с XIX по середину XX в. практически полностью господствует т.н. историко-критический метод, большинство библеистов занимаются возможностью исторической реконструкции библейских событий.

Таким образом, основной принцип работы с текстом в модерне – контекстуальность. Однако после деконструкции Жака Деррида контестуальность заменяется чистой текстуальностью. Слово теперь не отсылает ни к конкретному ментальному образу, ни к реальному предмету в мире. Знак отсылает к следующем знаку, а этот знак, в свою очередь, к следующему и так до бесконечности. То есть означаемое теряет свой онтологический статус, оставляя лишь идущие в бездну дифферанса нити означающих. И текст и западноевропейская онтология теряют свою системность и внутреннюю непротиворечивость. Об этом же процессе пишет и Ролан Барт: «Скриптор, пришедший на смену Автору, несет в себе не страсти, настроения, чувства или впечатления, а только такой необъятный словарь, из которого он черпает свое письмо, не знающее остановки; жизнь лишь подражает книге, а книга сама соткана из знаков, сама подражает чему-то уже забытому, и так до бесконечности».9

Небезынтересно вспомнить, что Жак Деррида не скрывая, отмечал, что его теория деконструкции основывается, в том числе, и на иудейских, в частности каббалистических принципах. Смысловые параллели между постмодернистской деконструкцией и каббалой описаны у Умберто Эко. Например, 1) текст открыт и способен вступать в бесконечное число сочетаний, 2) чтобы восстановить текст, необходимо отвергнуть притязания на смысл, подозревая, что каждая строчка скрывает еще один, тайный смысл, а слова, вместо того, чтобы говорить, скрывают невысказанное, 3) настоящий читатель понимает, что секрет текста – в его пустоте.10

Таким образом, после смерти Автора, постепенной исчезает и сама материя текста.

Проблема читателя

Последним персонажем, с которым прощается постмодернизм – это Читатель. Мы уже приводили полные пафоса и внутренней энергии слова Барта: «Необходимой платой за рождение читателя, является смерть Автора».

Чтобы корректно воспринять текст, следует его прочитать, как «идеальный читатель» (У. Эко), тот конкретный человек или просто образ, которому эмпирический автор адресует свое послание. В новом комментарии на Послание к Римлянам ап. Павла мы читаем: «Мы рассматриваем Послание к Римлянам как литературное сообщение … направленное на то, чтобы убедить адресатов чувствовать, думать или действовать определенным образом… Мысленно поставив себя на место предполагаемого читателя и реагируя так, как этого требует текст в процессе чтения или слушания, мы надеемся более полно и точно пережить то, что должно было донести до нас это послание».11

Как известно, в философии постмодернизма радикальной критике подвергается западноевропейская концепция субъекта и индивидуума. Также и в постмодернистском литературоведении (и в пост-библеистике, в частности) реальный эмпирический читатель подвергается деконструкции. Самого понятия «читатель» больше нет, есть лишь «толковательные сообщества». Именно последние целиком и полностью формируют любого человека. Так возникает феминистская герменевтика Писания, «теология освобождения» - революционное богословие стран Третьего мира и прочее. Смит-Кристофер спрашивает: «Итак, мы хотели бы узнать у богословов освобождения, могут ли бедные бразильские крестьяне, читая Библию, способствовать пониманию того, что значит текст для кого-то другого, кроме них самих? … В этом заключен вопрос современной экзегезы Библии. Может ли пресвитер-индеец, студент или ученый из Индии или Африки дать нам новые представления об историческом значении текста».12

Одним из вариантов постмодернистского толкования, полностью ориентированного на читателя, является феминистская герменевтика Библии. Основной постулат такой экзегезы содержится в следующем суждении Элизабет Фиорензы: «Феминистская теория утверждает, что все тексты – продукт андроцентристской патриархальной культуры и истории».13 Однако в попытке освободить богооткровенную истину от андроцентристской идеологии, феминистская критика становиться на сторону того, с чем сама и борется. Феминистское прочтение библейских текстов перестает быть экзегезой (процессом извлечения смысла из текста), и становится ейзегезой, то есть, наоборот, привнесением некоторых смыслов в текст. Подвергая деконструкции патриархальное мировоззрение, подобные пост-теологи «вчитывают» в текст собственную идеологию и собственные предрассудки. Таким образом, идеал свободного читателя, творящего смыслы из пустого текста, заменяется полностью обусловленным идеологией безликим членом определенного толковательного сообщества (например, феминистского).

Заключение

Итак, можно наглядно проследить путь полного обессмысливания текста в рамках философии постмодерна. Модерн, расправившись с Богом классической теологии, ставит на Его место независимого субъекта. Однако постмодерн избавляется и от него. В ситуации постмодерна уже невозможно опереться ни на Автора, ни на Читателя, ни на сам Текст. Все, сказанное о текстах в общем, относится к библейским текстам, в частности. В учебниках по богословию постмодернизм активно критикуется, а сама возможность постмодернистской теологии просто отрицается. Однако сейчас хочется сказать несколько слов в защиту постмодернистской теологии.

Главное дело постмодернистской герменевтики в том, что она ар- гументированно возражает против любых видов авторитарного толкования текста. Теолог Жан-Люк Марион предлагает такую метафору. Вторая заповедь Декалога запрещает идолопоклонство. Сам идол не имеет ни силы, ни власти, как пишет ап. Павел. Властью их наделяет поклоняющийся им человек. В течение тысячелетий, люди проецировали свою волю к власти на библейский текст. Так они создавали своих идолов. Известный библеист Альберт Швейцер в заключении своего «Поиска исторического Иисуса» сравнивает своих коллег, уверенных в том, что они смогли со всей исторической достоверностью реконструировать образ Иисуса, с людьми, которые смотрят в глубокий колодец. Однако на дне они видят лишь собственные изображения. «Идол действует как зеркало, а не как портрет».14

Но если мы со всей серьезностью и ответственностью будем использовать методологию постмодернизма, мы будем защищены от подобных ошибок. Постмодернизм – хорошая прививка для теологии от идолопоклонства. Мы должны, и именно к этому призывает нас Марион, обратиться от идола к иконе. Идол – это проекция, икона – это откровение. К тексту-иконе, указывающему не на самого себя и не на нас самих, но на реальность, идущую к нам извне. Ведущую нас к непознаваемому Богу истинного христианства.

Ссылки:

1) Барт Р. Семиотика, поэтика, 1994.

2) Preface to Calvin’s Commentary on Romans, 1991.

3) Haroutunian J, ed, Calvin: commentaries, 1985.

4) См. Taylor M. Erring: a postmodern A/theology, 1984.

5) Барт Р. Семиотика, поэтика, 1994.

6) Moore S. Literary criticism and the Gospels: the theoretical challenge, 1989.

7) Цит. по: Ванхузер К. Искусство понимания текста. Литературоведческая этика и толкование Писания, 2007.

8) Garcia J. Can there be texts without historical authors?, 1994.

9) Барт Р. Семиотика, поэтика, 1994.

10) Ср. Eco U. Interpretation and overinterpretation, 1992

11) Heil J. Paul’s letter to the Romans: a reader-response commentary, 1987.

12) Smith-Christopher D. Text and experience: towards a cultural exegesis of the Bible, 1995.

13) Fiorenza E. In memory of Her: a feminist theological reconstruction of Christian origins, 1983.

14) Marion J.-L. God without being, 1984.

Новая книга
Валерий Коровин - Третья мировая сетевая война

События
Все книги можно приобрести в интернет-магазине evrazia-books.ru или в офисе МЕД +7(495)926-68-11


Александр Дугин "Путин против Путина", Яуза, 2012


Леонид Савин "Сетецентричная и сетевая война." МЕД, 2011

Мартин Хайдеггер
Александр Дугин. "Мартин Хайдеггер: философия другого Начала", Академический проект, Москва, 2010

Русское время
Русское время. Журнал консервативной мысли, №2, 2010

Португальская служанка
Жан Парвулеско "Португальская служанка", Амфора, 2009

Против либерализма
Ален де Бенуа "Против либерализма. К четвертой политической теории", Амфора, 2009

Сетевые войны
Сетевые войны. Угроза нового поколения, Евразийское движение, 2009

Александр Дугин - Четвёртая политическая теория
Александр Дугин. "Четвёртая политическая теория", Амфора, 2009

Русское время - Журнал консервативной мысли
Вышел первый номер журнала консервативной мысли <Русское Время>

Александр Дугин - Радикальный субъект и его дубль
Александр Дугин. "Радикальный субъект и его дубль". Евразийское движение, 2009

Архив

Прочти по теме

Иудаизм
[ Иудаизм ]

·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Окончание) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы (Продолжение) | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Две большие разницы | Каббала в широком смысле слова - эзотеризм Запада, Каббала в узком смысле слова - иудаистский эзотеризм | 25.07.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (окончание) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот (продолжение) | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Эзотеризм наоборот | Метафизика нации в Каббале | 10.06.2009
·Иудаизм | Сергей Панкин | Другие | Индоевропейское и иудаистское понимание сакрального | 06.04.2009
·Иудаизм | Зеэв-Хаим Лифшиц | Иудейские законы и современность | Баланс традиции и модерна в отдельно взятой личности | 10.07.2007
·Иудаизм | Кризис религиозного сионизма | ''Государство Израиль - локомотив Избав
Тексты offline
Читайте в журнале "Крестьянка" №9 за сентябрь 2008 года

  • Александр Дугин: "Деконструкция Владислава Суркова"
  • Весь архив

    Темы
    · Все категории
    · Культура
    · Политология
    · Традиция
    · Философия
    · Экономика
    Evrazia.org


    Евразийская музыка

    Послушать

    рекламное

    Прочие ссылки
    Архив
    25 января 2008, 22:57
    Православие | Глеб Чистяков | Есть ли в Православии "обряды"? | "Слово "обряд" – не церковное, оно чуждо церковно-литургической терминологии" | 25.01.2008
    11 октября 2007, 10:00
    Православие | Юрий Попов | Сон об Иоанне Златоусте | Живой святитель, живой посланник сокровенного Царства | 11.10.2007
    16 сентября 2007, 20:15
    Православие | Юрий Попов | ''Человеческое, слишком человеческое'' сильнее? | Мы забыли | 16.09.2007
    3 апреля 2007, 10:36
    Православие | Юрий Попов | ''Радостию друг друга обымем'' | Только Пасха Христова открывает нам ''врата затворенные'' | 03.04.2007
    9 марта 2007, 15:45
    Православие | Юрий Попов | Иным воздухом надышаться | 09.03.2007
    8 февраля 2007, 00:00
    Православие | Александр Дугин | ''Миасский рабочий'' | Мертвая жизнь | 07.02.2007
    23 января 2007, 15:01
    Православие | Юрий Попов | Мать-пустыня | 23.01.2007
    30 октября 2006, 23:13
    Православие | Александр Дугин | Димитриевская родительская суббота | 30.10.2006
    21 октября 2006, 14:47
    Православие | Александр Дугин | Дело апостола Фомы | 21.10.2006
    2 октября 2006, 16:31
    Православие | Александр Дугин | Праздник Воздвиженья | 02.10.2006
    ВЕСЬ АРХИВ