Cмысл обрядов

Форумы Арктогеи (philosophy): СТАРАЯ ВЕРА для НОВОЙ РУСИ: Cмысл обрядов
3572: By Новенький on Воскресенье, Январь 21, 2001 - 11:54:
Здравствуйте,
как представляется здесь собрались достаточно сведующие люди.
Я недавно пришел к староверию, живу в Ростове, у нас нет ни одного старообрядческого священика, приход работает периодически.
Поясните пожалйста мне некоторые вопросы:

1. В чем заключается обрядовый и символический смысл листовки.

2. Необходимо ли второй раз перекрещиваться?

3. Можно ли посещать никонианские церкви?

Спасибо
3574: By Дугин on Воскресенье, Январь 21, 2001 - 12:33:
1. Обрядовый смысл лестовки -- от слова "лествица", т.е. лестница. Это символическая лестница, соединяющая небо и землю. Это модель сакральной Вселенной. Лестовка служит для подсчета молитв и "Господи помилуй" во время службы. Лестовку следует носить на все богослужения и на домашних молитвах. Ее держат в левой руке, зажимая между безымянным и средним пальцами. При необходимости перемещают на запястье.

2. Перекрещивают в Старой Вере -- всех подряд беспоповские согласы (даже часто при переходе от одного беспоповского согласа к другому). Если речь идет о поповстве, перекрещивают тех, кого крестили не трехпогружательно, а кропительно, как большинство никониян. Исключение для младенцев, которые -- будучи маленькими -- помещаются в крошечную никониянскую купель и для тех, кого крестили в господствующей Церкви но по правилам. -- Таких не перекрещивают, если есть четкая уверенность (желательно свидетели), что крестили трехпогружательно.
В Единоверии крещенных по-никониянски не перекрещивают, но "дополняют", что то же самое.

3. О посещении никониянских храмов. Ортодоксальным староверам категорически нельзя, единоверцам можно, но нежелательно (это может только испугать единоверца и сдвинуть его глубже в раскол).

С точки зрения Радикального Центра, предпочтительнее Единоверие. Как процесс.

Очень близки австрийцы. Вызывают симпатию федосеевцы. Бегуны и нетовцы -- настоящий восторг.
3575: By Der Arbeiter on Воскресенье, Январь 21, 2001 - 12:36:
Лестовка -- распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок, разновидность вервицы. представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дермантиновую) ленту, сшитую в виде петли. знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах.

Устройство лестовки отвечает практическим потребностям богослужения (например, при 40 илии 12-кратном произнесении молитв), но в то же время оно имеет символическое толкование. На ленте имеется 100 простых ступеней, называемых бобочками. кроме того, имеются еще три ступени в начале, три в конце и три "великих" ступени в середине, которые купно означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. "Великими" ступенями лестовка разделена на четыре неравных участка: от "земли" до первой великой ступени -- 12 ступеней, что означает 12 апостолов. С первой великой ступени по вторую включительно -- 40 ступеней. Это означает 40-дневный пост Господа Исуса Христа. До третьей великой ступени -- 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Господа. После третьей великой ступени и до "неба" идут 17 простых ступеней, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных "лапостка" (лапоска, иногда -- ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой. Они означают четырех евангелистов, а окантовка -- евангельское учение. Под лапостками находятся передвижки -- семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу семи таинств церковных. Эти передвижки означают и семь полных лестовок, которые каждый благочестивый христианин должен отмолиться в течение дня. Это практическое значение передвижек - отсчет количества отмоленных лестовок -- в изделиях современной работы отсутствует, так как передвижки сделаны лишь символически, а лапостки часто так плотно сшиты между собой, что до передвижек трудно добраться.

Кроме обычной 109-ступенчатой лестовки встречаются лестовким на 150 ступеней, т.н. "богородичные лестовки". они имеют позднее происхождение им сделаны по образу католического розария. в старообрядчестве имеют минимальное распространение.

Изготовление и художественное украшение лестовок было и остается одним из традиционных староообрядческих ремесел. Особенно славилась монастырская работа.

Взято из
http://www.mrezha.ru/lestovka/lestovk2.htm
3579: By Нил on Воскресенье, Январь 21, 2001 - 15:31:
Горячо приветствую Новенького (надеюсь, скоро сможем называть Вас по-христиански) в его устремлениях, спаси Христос!

Также благодарю Александра Гельевича и Der Arbeiter'a за исчерпывающие ответы. Со своей стороны беспоповца-поморца добавлю, что перекрещиваться я бы рекомендовал, ощущение самое что ни на есть Настоящее. Кстати, беспоповское крещение может отличаться ещё тем, что в нём не используется мирр, как лишившийся благодатности с исчезновением духовенства. Это важный момент, и принять его - значит, принять на себя смелость увидеть полноту падения послераскольного мира.

ГIХСБПНГ!
3593: By Грибоедов on Понедельник, Январь 22, 2001 - 06:47:
Могут ли быть старообрядцы традиционалистами?
Вот в чем заключаются мои сомнения по этому поводу:
В "Домострое" сказано, что тот,кто сядет с евреем за один стол,грешен,за это даже отлучали от причастия.О том, чтобы вести с евреями метафизические собеседования,даже речи не могло идти."Артогея" же непрерывно проявляет симпатии к "избранным" из них, а старообрядов, как я понимаю ,здесь довольно много.
От сохи,потому и вопросы просты.
С уважением,
Грибоедов.
3596: By Polyakov on Понедельник, Январь 22, 2001 - 08:30:
А традиционалист (в т. ч. и традиционалист-старообрядец) вовсе и не обязан садиться с евреем за один стол. Не хочешь или боишься - так и не садись.
Чаевничать с призраками, кстати, тоже не каждому по силам.
Домострой является экзотерическим текстом, и в рамках экзотеризма его предписания должны строжайше соблюдаться.
Другое дело, что в тонких мирах, по ту сторону Тахионной Завесы экзотерические подходы не действуют, там вообще всё наоборот.
О Тахионной Завесе я скоро помещу текст на Арктогее.

С уважением,
Д.П.
3600: By Нил on Понедельник, Январь 22, 2001 - 08:40:
Мне кажется, так мы служим общей идее апартности (апартейда, на африкаанс) евреев от прочих наций, т.н. gentiles, гоев. Метафизические же прения с жидовствующими и их иудейскими наставниками составили основной труд прп. Иосифа Волоцкого.

Цитата из "Домостроя" гораздо радикальнее (отчего вовсе опускается уже во втором издании), чем вы подумали: Из гл.8: Шестого собора в Константине граде, в Труле полатнем правило 11. Ни единого несть християном приобщения к жидом. Сего ради убо аще кто обрящется тех опресноки ядя, ли врачя их призывая на целбу себе или мъяся с ними в бани, или инако како присвояся с ними, аще есть причетник, да извержется, или мирянин, да отлучится.
3602: By Polyakov on Понедельник, Январь 22, 2001 - 08:52:
Кстати, существует точка зрения (и ее, если не ошибаюсь, разделяет Александр Гельевич в одном из текстов), что наставниками
жидовствующих были на самом деле не иудеи, а Ватикан; именно пятой колонной последнего они фактически и являлись.
И действительно, на самом деле учение жидовствующих - нечто среднее между меневщиной и папежными орденами Средневековья,
что, согласитесь, от ортодоксального иудаизма достаточно дистанцировано.
3604: By Der Arbeiter on Понедельник, Январь 22, 2001 - 09:06:
Вот интересно, про евреев.
Может не совсем в нужном разделе, но раз уж разговор зашел.
Где-то на форуме был тема про манифестационизи и креационизи и настоятельные "требования" иудеев (как хасидов и каббалистов, так и ортодоксов, - вот удивительное единство)скорректировать дуализм - "креационизм и манифестационизм".
Мне сегодня ночью был сон. В небольшой зашторенной комнатке при тусклом свете, хотя на улице было очень светло и солнечно, сидят несколько человек - все в темных одеждах и с капюшенами на головах. Видимо и я сижу, хотя может быть и нет. А Александр Гельевич объяснет, что на самом деле ошибка здесь заключаеися в том, что манифестационизм отождествили с холизмом. Манифестационизи и креационизм - это две различные метафизические парадигмы, описывающие происхождение, существование и конец мира. Холизм же (=сакральность) описывает внутреннее содержание любой из этих двух парадигм на первоначальном, "золотом" этапе (in illo tempore). По мере вырождения мира холистско-сакральное содержание в рамках обоих парадигм (sic!) сменяется сугубо современным или профаническим (материализм - на Западе, неоспиритуализм - на Востоке). Таким образом для описания всего массива эмпирических материалов по истории религии одного дуализма "креационизм-манифестационизм" оказывается недостаточно, так как необходимо ввести новую ось координат "сакральной-профаническое" и наложить ее на первую. Получается новая система метафизических координат. Далее, Александр Гельевич замолчал, задумался и расфокусированным взглядом уставился в окно, где внезапно стало пасмурно, а комната как будто стала светлее и длиннее.
3634: By Thin White Duke on Понедельник, Январь 22, 2001 - 21:38:
Александ Гельевич, а почему такой странный подбор симпатий - австрийцы, федосеевцы, нетовцы и бегуны? А, например, поморцы (федосеевцы, правда, себя тоже поморцами считают), часовенные и новозыбковцы?
Это, на самом деле, вопрос без подковыки, просто интересно, по какому принципу Вы делите сторообрядческие согласы.
С уважением,
Thin White Duke
3644: By Дугин on Вторник, Январь 23, 2001 - 03:13:
Теоретических предпочтений здесь, пожалуй, нет. Федосеевцы - старопоморцы-безбрачники, верно.

Бегуны и нетовцы -- понятно почему, так как они самые крайние и последовательные во всем, радикальнее федосеевцев и филипповцев (а филипповцы радикальнее федосеевцев, а федосеевцы -- новопоморцев-брачников).

Федосеевцы крайние среди с натяжкой приемлемых официозом. Среди них есть друзья.

Среди австрийцев тоже друзья и много. У меня хорошие отношения сложились с митрополитом Алимпием. Его секретарь, Андрей Езеров, близкий друг.

Австрийцы, конечно, самые умеренные, хотя есть версия, что наличие собственной иерархии охранило их за полтораста лет от ниякониян больше, чем бегликов. Они не радикальны в эсхатологии, чувственники, как и все поповцы, но зато в целом очень патриотичны и державно настроенны.

В принципе, хорошее отношение ко всем староверам, просто лично я не знаю атмосферы новозыбковцев (внешне они очень похожи на австрийцев). Брачные поморцы, которых я встречал, на меня сильного впечатления не произвели, а до часовенных я не добрался. Хотя мой любимый Килин -- часовенный.

Экклесеология всех согласов крайне показательна, если уметь ее расшифровывать. Сочетание метафизики, экклесиологии и эсхатологии староверов с их бытовыми и обрядовыми сторонами дает неповторимый сильнейший ток столкновения с подлинно сакральной, драматической, глубинной национальной стихией.

Я учусь понемногу петь по крюкам на крылосе. Совершенно фантастическая вещь....

Все староверы -- бесценное достояние мировой истории.
3696: By nilus on Четверг, Январь 25, 2001 - 13:56:
Какая-то хилая схема приснилась Der Arbeiter
Обратить надо внимание на то что он может он ее сам выдумал то а vot interesno pochemu nicto nichego ne zapostil po etomu povodu
3697: By Нил on Четверг, Январь 25, 2001 - 14:06:
Интересный ник.
3702: By Миша Вербитский on Четверг, Январь 25, 2001 - 15:48:
Ничего особенного.
3703: By Нил on Четверг, Январь 25, 2001 - 16:22:
Вам хорошо говорить, а появись здесь какой-нибудь Вербитскас...
3704: By Der Arbeiter on Четверг, Январь 25, 2001 - 16:30:
Нил, на что я хочу обратить внимание, что Миша Вербитский никогда не подписывается МИША ВЕРБИТСКИЙ, но Misha Verbitsky. Так что Нилус и Миша Вербитский - это одно и тоже лицо. Наверняка.
Так что в каком-то смысле Вы и правы - про Вербитскаса
3705: By Der Arbeiter on Четверг, Январь 25, 2001 - 16:31:
А про сон - действительно правда.
3706: By Нил on Четверг, Январь 25, 2001 - 16:40:
Да, Вы наблюдательны - верно! Здесь никто обычно не предпринимает таких мер по сокрытию своего IP. Многообещающее начало.
3707: By Нила вербные берега on Четверг, Январь 25, 2001 - 16:42:
тихо, идёт работа
3720: By Грибоедов on Пятница, Январь 26, 2001 - 05:31:
А что писать про сны-то? Хороший сон тот,про который и через 9 месяцев жалко рассказать...
Можно только пожелать:
Продолжайте откармливать тело сноведений.
С уважением,
Грибоедов.
4359: By Мила on Вторник, Февраль 20, 2001 - 18:14:
Как правильно соблюдать Пост? Когда он начинается? Где можно узнать об этом подробнее?
4369: By Ассессор on Среда, Февраль 21, 2001 - 00:01:
Пост начинается в понедельник 26 февраля. Первые два дня не едят и не пьют, пьют воду в среду и едят сухой черный хлебец вечером в среду. Кто никак не может во вторник сухарь и глоток воды.
С понедельника по четверг читается Канон Андрея Критского. Все поклоны на Павечерице и Полунощнице земные. Всю неделю с понедельника до пятницы не едят мяса, рыбы, яиц, молочных продуктов и даже подсолнечного масла. Вторник четверг можно вареное (овощи), понедельник, среда, пятница сырое(овощи). Есть один раз в день. В субботу Воскресенье поклоны поясные и пища с подсолнечным маслом два раза в день, пища вареная.
Весь пост не вкушаем ни мяса, ни молока, ни молочного, ни рыбы (рыбу только на Благовещенье, икру на лазареву субботу).
ТВ не смотреть, на увеселения не ходить, с идиотами свести общение к минимуму. Созерцать скверны своей души.
Ходить по воскресеньям в Церковь. В черном платке, с потупленным взором.
Не щуметь.
9857: By Дмитрий on Понедельник, Июль 23, 2001 - 12:50:
Я конечно очень извиняюсь за свое скудоумие, но мне хотелось бы узнать, как с точки зрения старого обряда следует совершать келейное правило. Так например, в Молитвослове сказано, что нужно утром и вечером совершать соответсвенно вечернии и утренние молитвы, а с другой стороны я всегда пользовался малым уставом, вот я и не понимаю, как же правильно совершать келейное правило (точнее сомневаюсь правильно ли я поступаю).
13984: By hare on Пятница, Февраль 01, 2002 - 21:45:
На сайте РДА в разделе "Крещение" сказано: "Обряд православного крещения предполагает обязательно троекратное погружение (С ПОВОРОТОМ) крещаемого."

А что такое этот поворот и каков его смысл? И может ли отсутствие этого элемента обряда при крещении служить основанием для перекрещивания, если в остальном обряд был, кажется, судя по продолжительности, полным?


В настоящее время публикации в этом разделе заблокированы. Свяжитесь с модератором для уточнения подробностей.

Rambler's Top100

Topics Last Day Last Week Tree View    Getting Started Formatting Troubleshooting Program Credits    New Messages Keyword Search Contact Moderators Edit Profile Administration

TopList Rambler's Top100