Диалог между Авромом Шмулевичем и Александром Дугиным относительно джадидизма и путей развития Ислама.

Форумы Арктогеи (philosophy): ТРАДИЦИЯ МЕТАФИЗИКА ИНИЦИАЦИЯ: Диалог между Авромом Шмулевичем и Александром Дугиным относительно джадидизма и путей развития Ислама.
242: By Арктогея on Четверг, Июль 20, 2000 - 18:47:
<FONT FACE="Verdana,Arial,Helvetica" SIZE="4" COLOR="FFFFFF"> <FONT FACE="Verdana,Arial,Helvetica" SIZE="4" COLOR="FFFFFF"> <FONT FACE="Verdana,Arial,Helvetica" SIZE="4" COLOR="FFFFFF"> Авром Шмулевич
По поводу ислама.
Необходимо обязательно упомянуть в качестве приоритетной евразийской версии джадидизм.
Александр Дугин:
Авром, Вы неверно поняли смысл
термина "джадиддизм". Это ничто иное как
татарская светская реформация ислама типа
Хаскалы. Фарид как раз посчитал тезисы
Хакимова разоблачением.

Авром Шмулевич:
Нет.
Хакимов употребляет термин Евроислам, который
есть его изобретение. Хакимов и вся эта
верхушка татарстанская, люди советского
воспитания и внутренне нерилигиозные, пытаются
одеться в одежды ислалма. Джадидизм изначальный это, как я
понимаю, нечто другое. Он возник в середине
прошлого века, держится с точки зрения
исламского закона в строгих

рамках ортодоксии, но пытается перевести
действительность нового времени на язык
понятий традиции. Или, если
угодно - наоборот, изложить традицию новым
языком. В Российской империи все руководство
мусульман набиралось из джадидов.

А.Д.
джадиды - это как раз хаскалиты в татарском
исламе. Хакимов ориентируется именно
на эту усеченную сглаженную версию традиции.
Джадидды - это обновленцы,
антифундаменталисты. Можно не любить ислам, но
нельзя отказать фундаменталистам в праве на
верность корням - не
ваххабитско-протестантского естесвтенно
понимания корней. Лютер тоже хотел к корням.
А.Ш.
обновленцы, антифундаменталисты - очень нечеткое
определение. Им пользоваться без дополнительных
дефиниций просто невозможно. Кто есть мы,
например? Обновленцы и фундаменталисты, можно
определить так. Но, с другой стороны, Кураев -
типичный фундаменталист, тем более, что данное
слово обозначает определенное течение в
протестантизме, возвращение к протестанским
корням.
Возвращаясь к течениям типа Гаскалы. Можно
сказать, что тут дело в отсутствии
метафизической

глубины.В конечном итоге можно сказать - в
несоответствии Истине.
А.Г.
Нет мы традиционалисты и фундаменталисты, и
только так, но только агрессивные, веселые и
волюнтаристские!

А.Ш.
Само по себе обновленчество не есть грех!
Наоборот - закостенелость есть грех. Только обновленчество должно вестись по правильному
пути. Раби Нахман из Брацлава говорил, что его
путь - это совершенно новый путь, существующий
издревле.

Агрессивные, веселые и волюнтаристские - это
и есть обновленцы. Вы, например, говорили мне о склонности
к модернизму беспоповцев.

А.Г. Да но не к модернизму в конформистском стиле,
а в нонконформистском. Джаддизм исторически это
пресмыкательство перед современным миром,
такое же, как никонианство.

А.Ш.
Возвращаясь к джадидам. У меня сложилось
впечатление, что это все-таки здоровое
течение, не позитивистская версия Ислама, но
именно глубокое и базирующееся на традиции
учение. Если сравнивать с Иудаизмом - то можно
провести параллель с религиозным сионизмом
рава Кука, в противоположность религиозному
сионизму рава Райнеса, тем более - в противоположность Гаскале и социалистическому сионизму, лишенных какой-либо
метафизической глубины. Деятели джадидизма,
типа Мусы Бигиева были, как представляется,
очень глубокими людьми.

Как мне кажется, джадидизм это не
пресмыкательство в духовном смысле. Однако
кое-что верное в Вашем определении есть. И это
верное - очень полезно для нас. Джадидизм
сводит на нет, лишает актуальности ту часть
идеологии ислама, которая говорит об
обязательности физического подчинения
Дар-эль-харб, мира немусульман. Для ислама это
есть центральное положение, необходимость
постоянного Джихада до полной победы.

То есть джадидизм признает политический
компромисс с неисламским миром. В рамках
идеологии ислама признание за неверными права
на существование - может действительно быть
обозначено как пресмыкательство .



А,Г,
Это как раз сложный вопрос. Эта конкретно
сторона джадиддизма вполне нам подходит, но
его дух в целом не очень. Кроме того,в шиизме совсем иные акценты, как и
в ханифизме.


А.Ш.

Вы все же недооцениваете ситуацию насчет шиизма(особенно) и ханифистского мазхаба.
Положение о войне на уничтожение с миром
неверных есть центральное место в учении
самого Мухаммада, его никто не может
отменить. Спор может вестись лишь о реальности
достижения победы в джихаде. Ханифиты,
действительно, более гибки при включении в
действующие исламские законы тех
обычаев мусульманских народов, которые ведут
происхождение от доисласмских

верований. Но это отнюдь не обозначает
компромисса с самими неверными,
немусульманами.

Джадиды, как я понял,были близки к суфиям.

А.Г.
Не совсем, даже напротив. Суфизм вообще в
Татарии был не развит.
А.Ш.
Что касается суфизма в Татарстане. Приведенное
вами утверждение действительно часто
встречается в
исторической литературе.
Хотя я бы не стал с ходу принимать на
веру утверждения профанных историков
относительно сферы Духа.

А.Д.
Я поираюсь на свидетельство Таджуддина в
личном разговоре.

А.Ш.
Вот Вам цитата из статьи
Т.Заркона (француз) "Суфизм в татарском мире в
нач.ХХ в.". Сб."Ислам в татарском мире.История
и современность", Казань, 1997 г., стр.117

"Суфизм всегда присутствовал в исламе,
особенно среди татар и в Центральной Азии. Его
присутствие было особенно заметно в течении
долгого периода подготовки и претворения
реформ, длившегося с конча 18 до начала 20 в.
... Проблема присутствия суфизма в татарском
джадидизме уже рассматривалась, и большинство
представителей этого течения, такие как
А.Курсави, Ш. Марджани, Р.Фахретдинов,
принадлежали к ордену Нашкбандия."

Что касается Мусы Бигиева, то формально он не
входил в какой-то орден. Но вот, например, что
он пишет в своей автобиографии: "Я обратился к
трудам, написанным суфиями". Три мыслителя.
опредилившие его путь: Джалаллутдин
Руми, Аль-Кашири, Мухитдин Ибн Аль-Араби. Бигиев
был ярым антикаламистом. Он, действительно,
критиковал отдельные стороны современной ему
суфийской практики, но находился несомненно в
духовной сфере суфизма.

Итак: мне представляется, что джадидизм - это
отнюдь не рационализм протестантского типа, но
учение, базирующееся на глубоком фундаменте
традиции и могущее послужить не только
противоядием против вакхабизма, но стать, как
и раньше до Революции, доминирующим,
поддерживаемым центральной властью, течением в
Российском исламе. Его можно рекомендовать для похода на Мекку.
Но хочу подчеркнуть.Я отнюдь не
закончил изучение темы и эти выводы -
неокончательные.Возможно, я еще чего-то
недопонимаю </FONT></FONT></FONT>
290: By Нил (Нил) on Среда, Июль 26, 2000 - 16:28:
Суфизму "Известия" приписали ключевую роль во властном кризисе в Чечне.


В настоящее время публикации в этом разделе заблокированы. Свяжитесь с модератором для уточнения подробностей.

Rambler's Top100

Topics Last Day Last Week Tree View    Getting Started Formatting Troubleshooting Program Credits    New Messages Keyword Search Contact Moderators Edit Profile Administration

TopList Rambler's Top100