Герб - распятие среди оленьих рогов

Форумы Арктогеи (philosophy): ТРАДИЦИЯ МЕТАФИЗИКА ИНИЦИАЦИЯ: Герб - распятие среди оленьих рогов
7778: By Алексей on Пятница, Май 18, 2001 - 17:31:
Не знает ли кто об истории герба "Распятие, среди оленьих рогов".

С ним связана легенда: охотник (по-итальянски его звали Eustachio, как по-русски не знаю, м.б. Евстафий) охотился в Страстную Пятницу и встретил оленя с Распятием между рогами, потом он стал святым.

Вот он на картине Дюрера:
http://sunsite.dk/cgfa/durer/p-durer10.htm
на флаге у него тот герб, про который я спрашиваю.

В пародийном виде эта история рассказана Мюнхаузеном, вместо распятия - вишневое дерево.

Кажется, эта фигура употреблялась в геральдике.
7811: By Нил on Суббота, Май 19, 2001 - 04:44:
Это Евстафий-Евстахий, он же св. Евстасий, в советской киноверсии обозванный Юстасом, до этого случая более известен как римский генерал Плацид (2 век). Кроме него чудотворного оленя встречали и другие святые, в том числе, св. Хуберт (старший сын герцога Бертрана Аквитанского,
епископ маастрихтский и льежский, 6-7 век) и шотландский король Давид I - с таким же распятием промежду рогов. Олень есть символ души, вопиющей о крещении и искуплении, считается. Охотник может уходить корнями в греческий миф об Адонисе или об Орионе.

Наиболее известное применение этого герба (утверждается, в честь св. Хуберта-Убера)- в торговой марке алкогольных напитков "Егерь-Мастер".
7832: By Алексей on Суббота, Май 19, 2001 - 21:11:
Спасибо за разъяснения.

Мне кажется, что среди древних корней мученников, покровителей зверей и охоты кроме Адониса и Ориона, можно назвать и растерзанного охотника Загрея. Зигфрид, тоже был убит на охоте (как и Адонис, на кабана). В тот же круг еще явственнее попадает святой Георгий и у Дюрера на картине они изображены симметрично друг другу.

Еще есть мистический и алхимический мотив охоты на Бога: "Я изучил искусство и стал лучником, луком которого являются благие намерения, а стрелами - беспрерывные желания души. Рука Божья постоянно помогает мне натягивать лук, а Святой Дух учит меня отправлять мои стрелы прямо в небо. По Божьей милости я могу научиться стрелять лучше и однажды поразить Господа Иисуса." Еще у Введенского
"....
И, ПОЗВАВ СВОЮ СОБАКУ,
НА ОХОТУ Я ПОШЕЛ
БОГ, БОГ, ГДЕ ЖЕ ТЫ?
БОГ, БОГ, Я ОДИН
(строчку забыл)
ХОДЯТ ВЕНЧИКИ КАРТИН"

Бог здесь завется НЕМАЛЫЙ ЗВЕРЬ.

В случае Евстафия, Христос-олень говорит охотнику, что ОН на Евстафия охотится за его милость к бедным. Охотник - это жертва, а жертва, это охотник.

По Юнгу олень не только символ души, но и психопомп. Психопомпом же является "Дикий охотник" - Один. Каин был принят Ламехом за оленя и убит копьем. Кришна, сидя под деревом (крест - древо), создал у охотника иллюзию, что он - олень и был пронзен стрелой или копьем.

Не уважет Дугин Кастанеду, но "волшебный олень" из "Путешествия в Икстлан" очень четко попадает в этот архитип.
7834: By Алексей on Суббота, Май 19, 2001 - 21:41:
Вот еще охота на оленя-архангела (а сам охотник - воплощение Сатаны).
"В августе 1670 года, накануне Дня семи святых эфесских мучеников, когда кончается запрет есть оленину, Никон Севаст сказал:
- Один из верных путей в истинное будущее (ведь есть и ложное будущее) - это идти в том направлении, в котором растет твой страх.
И стал собираться на охоту. С ним был Теоктист Никольски A, монах, который в монастыре помогал ему переписывать книги. Эта охота вошла в историю благодаря записям Теоктиста. Севаст, как рассказывают, посадил борзую на седло, себе за спину, и они отправились охотиться на оленей. Вскоре борзая спрыгнула со спины коня, но никакого оленя поблизости не было. Собака тем не менее тявкала, как будто действительно гонит добычу, и казалось, что та, невидимая, но тяжелая, движется по направлению к охотникам. Слышалось, как трещат кусты. Севаст вел себя так же, как и борзая. Он держался так, как будто перед ним олень, причем действительно совсем неподалеку слышалось что-то похожее на дыхание оленя, и Теоктист подумал, что архангел Гавриил наконец явился Никону в облике оленя, иными словами - обращенный в душу Никона Севаста. А говоря еще точнее: архангел принес душу Никону в подарок. Таким образом, Никон в тот день на охоте поймал собственную душу и заговорил с ней.
- Глубока твоя глубина и велика твоя слава, помоги мне восхвалять тебя в красках! - вскричал Севаст, обращаясь к архангелу, или к оленю, или к собственной душе - одним словом, к тому, что это было, - Я хочу нарисовать ночь между субботой и воскресеньем, а на ней твою самую прекрасную икону, чтобы тебе молились и в других местах, даже не видя ее!
Тогда архангел Гавриил сказал:
- Пробидев поташта се озлобити...- И монах понял, что архангел говорит, пропуская существительные. Потому что имена - для Бога, а глаголы для человека.
На это иконописец ответил:
- Как же мне работать правой, когда я левша? Но олень уже исчез, и монах тогда спросил Никона:
- Что это было?
А тот совершенно спокойно ответил:
- Ничего особенного, это все временное, а я здесь оказался просто на пути в Царьград...- А потом добавил: - Сдвинешь человека с места, где он лежал, а там черви, букашки, прозрачные, как драгоценности, плесень..."

"Хазарский словарь"

Мне одно непонятно в этой истории: как может закончиться запрет есть оленину посреди Успенского поста?
7965: By DJ Sampo on Среда, Май 23, 2001 - 13:38:
Не восходят ли образы распятия посреди рогов оленя, православного креста на полумесяце, некоторых символов алхимии - к некому протосимволу? К какому? Крест на полукруге... Что это?
7967: By Нил on Среда, Май 23, 2001 - 14:47:
Говоря об алхимии, нельзя не обратить внимание на визуальную схожесть описанного символа для всенощных из тропарей - с алхимической фигурой андрогина:

http://www.inanna.com/yggdrasil/androgynes.JPEG,http://www.inanna.com/yggdrasil/androgynes.JPEG
7975: By Михаил и Алексей. черноголовцы on Четверг, Май 24, 2001 - 01:09:
Совпадение поразительное!

DJ Sampo >Не восходят ли образы распятия посреди рогов оленя, православного креста на полумесяце, некоторых символов алхимии - к некому протосимволу? К какому? Крест на полукруге... Что это?

Протосимволы протосимволов - руны.

Предположим, что православный крест на полумесеце, это кельтский крест без верхней дуги.
Кельтский крест - Субъект,Год, что такое кельтский крест без верхней дуги?

Можно увидеть в этом символику зимнего солнцестояния: "Бог как ра, стоит между двумя дугами" (на бумаге стр. 59). Руна ра - крест с двумя горизонтальными чертами. Вогнутая дуга может рассматриваться как трансформация двух выгнутых, циклический смысл тот же - нижняя точка
зимнее солнцестояние.

Та же точка описывается как Первый Дом Сына Божьего он символизируется "молотом Тора" перевернутой "Т", с учетом точки разрыва как 2"L" (обратное и прямое). (На бумаге стр.79-83 все понятно нарисовано).

Оба эти символизма объединяются: "Но более всего важна сдвоенность L-L в точке зимнего солнцестояния. Сама это точка не называется вообще никак. - это “тайное место” даже для гиперборейского гнозиса. Но по обе стороны от нее расположены две малые дуги - и <~><~>- “две горы” (позднее название ur, ku и т.д.). Поэтому “символически” (а не прямо) этот сектор года - “тайный дворец” должен определяться словами с удвоенной согласной l - ll! Наиболее сакральным в этом смысле является скандинавский бог Ullr или Ull, и именно за счет его сдвоенного l." (На бумаге стр. 103-104)

Т.е. Нижние линии двух L образуют вогнутую дугу, по обе стороны которой расположены выгнутые дуги,
если их убрать (как подразумевающиеся) получится крест стоящий на вогнутой дуге - символ Первого Дома Субъекта, символ зимнего солнцестояния.
7989: By С. Кандальный on Четверг, Май 24, 2001 - 13:56:
Кстати, у В. Хлебникова есть стихотворение о загнанном олене, в разгар охоты обращающемся во льва:

"...И вдруг у него показалась грива
И острый львиный коготь,
И беззаботно и игриво
Он показал искусство трогать".

Поэт сам (что у Хлебникова редкость) пояснил: олень - Россия.
7993: By Михаил on Четверг, Май 24, 2001 - 14:31:
Вот ещё соображение - в развитие общего с Алексеем. Прошу прощения за возможную произвольность имагинации. Крест, стоящий прямо над "тайным местом" (LL), как бы вырастающий из него, может означать также сложный, двойной символ - обратимый по принципу "выворачивания наизнанку" (не помню, как этот принцип зовётся в топографии, кажется, инверсия). Сторонами внешней и внутренней являются, соответственно, имманентное и трансцендентное, символически соединённые/разъединённые именно по "месту". Для первой стороны крест является символом проявленного бытия, его горнее и дольнее измерения. Этот крест, по-видимому, следует рассматривать как расходящийся из точки. Для второй - символ Центра, трансцендентного Абсолюта, крест, сходящийся в точку. Теперь особое внимание на крест "внешней стороны" - это Распятие, жертвоприношение Сына, проявленного Бога. "Кровь и вода", изливающиеся в основание креста-распятия, символизирующего бытие, суть субстанция, тайно соединяющая оба плана. Но по упомянутому принципу (инверсии?), Жертва "имманентная" указывает на свой трансцендентный прообраз, "внутреннюю сторону", и если вышесказанное не пустой фантазм, то такое указание подводит к холистски не противоречивому тождеству "рождение=приношение" Рождение Сына есть Жертвоприношение Отца?..
7994: By Нил on Четверг, Май 24, 2001 - 14:57:
Нет, олень и северный олень различаются. Латинское имя обширного семейства оленей "обычных" - Cervus, кажется, переводимое как "рогач"; северного же оленя - Rangifer, весьма ангелическое, мне кажется. Лапландские легенды о деде Морозе (Ёулуванхаа) представляют св. Николу-Чудотворца летающим на северных оленях, в то же время по Преданию Николе являлся ангел. В то же время чешские легенды, например, описывают свиту св. Микулаша, состоящую из ангела и чёрта. Кто из них Рангифер? Одно понятно - к России это имеет самое прямое отношение, как и сам заступник Руси св. Никола Угодник.
8096: By Алексей on Воскресенье, Май 27, 2001 - 23:00:
Символизм оленя и рогатых богов соотносится с областью солнцестояния в 4 главе ("Божественное зверь-дерево") первой части и 2 главе ("Рогатые боги")статьи Дугина "Космический спаситель" из 3 номера "Милого ангела".

"Божественное зверь-дерево" - точное описание Христа - оленя святого Евстафия и православного креста на полумесеце.

""Лес Рамбуйе - это лес крови" - гипнотически повторяет в своем романе Жан Парвулеско. То в нем находят белого оленя с перерезанным горлом, то труп обнаженной женщины с идентичными ранами. Магический лес, в котором заблудился еще Данте. "Лес философов". На одной гравюре, иллюстрирующей "Изумрудную скрижаль" Гермеса Триждымудрого, человек с оленьей головой передает Еве луну. Позже, если верить Парвулеско, они повстречаются в саду Рамбуйе." "Орион или заговор героев."

Образ мертвого оленя дает ассоциацию к 8 главе "Появление отца.- Благородный олень." романа Скалдина "Странствия и приключения Никодима Старшего".

В приведенном выше С.Кандальным стихотворении Хлебникова олень превращается во льва. У Гумилева в поэме "Мик" рефреном проходит образ психопомпа - кошачьего хищника с оленьими рогами.

"Но по пустыням говорят,
Есть зверь сильней и выше всех,
Как кровь, рога его горят,
И лоснится кошачий мех.
Он мог бы первым быть царем,
Но он не думает о том,
И если кто его встречал,
Тот быстро чах и умирал."

"И поднял руки Мик свои
И медленно проговорил:
«Мне видеть хочется Луи
Таким, каким он в жизни был». —
«Он умер». — «Пусть и я умру». —
«Но он в аду». — «Пойду и в ад!
Я брошусь в каждую дыру,
Когда в ней мучится мой брат». —
«Ну, если так — не спорю я!
Вдоль по течению ручья
Иди три дня, потом семь дней
Через пустыню черных змей.
Там у чугунной двери в ад,
С кошачьей мордой, но рогат,
Есть зверь, и к брату твоему
Дорога ведома ему.
Но тем, кто раз туда попал,
Помочь не в силах даже я.
Смотри ж! Но Мик уже бежал
Вдоль по течению ручья."
8184: By WG on Среда, Май 30, 2001 - 19:46:
К сожалению, ссылки на вторую часть романа Скалдина "Странствия и приключения Никодима Старшего" не работают.

Например вот эта : http://shatun10.narod.ru/skaldin6.html

Не знаю как связаться с шатунами, поэтому оставляю сообщение здесь.

А роман очень неплохой.
Буду признателен, если кто-нибудь подскажет, где-нибудь еще в сети он есть?
8212: By Нил on Четверг, Май 31, 2001 - 06:00:
О святом и олене. Наткнулся тут, в летописях - это же вообще чуть не первый славянский перевод христианский, "Сказание об Евстафии Плакиде". Вот предисловие Лихачёва к его 2-му тому БЛДР:

И ещё одна черта, имеющая непосредственное отношение к литературному значению познавательных произведений Древней Руси: занимательность. Наука, знание не ограничивались в средние века тем, что мы называем эрудицией, или той непосредственной пользой, которую могли принести знания в практической деятельности. Знание обязательно должно быть интересным и нравственно ценным. Отсюда популярность ранневизантийского приключенческого романа, типичным представителем которого является "Повесть о Евстафии Плакиде", обладающая всеми элементами приключенческого сюжета: нападениями морских пиратов, разъединением любящих, похищениями, случайными воссоединениями, в которых разлучённые перед тем действующие лица долго не узнают друг друга и т.д. Всё это, однако, оправдывалось религиозным смыслом, особой значимостью происшедшего и для действующих лиц, и для читателей.

Всё, что нужно знать об искусстве за последние пару тысяч лет.
8240: By Алексей on Четверг, Май 31, 2001 - 20:51:
Взялся убирать из текста погрешности сканирования, доделал до 12 главы и заболел. Через
сколько-то дней сделаю все. Старый вариант, менее удобный для чтения - вот здесь.
"Оления тема" всплывает еще раз в 30 главе "Лестница Актеона".

Актеон увидел купающуюся Диану и за это был превращен в оленя и растерзан собственными собаками.
8291: By Алексей on Вторник, Июнь 05, 2001 - 00:33:
Теперь весь роман Скалдина можно прочитатьвот здесь

Всех с праздником!
8297: By Алексей on Вторник, Июнь 05, 2001 - 09:27:
Две иконы святого Евстафия:
http://www.anb.nnov.ru/icon/novgorod/pages/001-002-100.htm
http://www.anb.nnov.ru/icon/novgorod/pages/001-048-400.htm
9071: By Алексей on Суббота, Июнь 23, 2001 - 17:22:
Русская бумажная икона 19 века "Явление оленя святому мученику Евстафию".
9110: By Алексей on Понедельник, Июнь 25, 2001 - 01:09:
Сегодня обнаружил, что Киринейская лань была северным оленем.

Киринейская лань была златорогой. Но у самок лани нет рогов. А Киринейская лань не могла быть самцом, т.к. была полностью подобна той лани в которую Артемида обратила плеяду Таигету, спасающуюся от домогательств Зевса. Таигета в благодарность посвятила Артемиде такую же лань с "писаным обетом" - надписью на ошейнике: "Таигета посвящает Артемиде".

Из всех оленей только самки северных оленей имеют рога.

У Пиндара в 3-ей Олимпийской песне "Геракл гиперборейский" сказано:

Там дочь Латоны,
Стремителница коней,
Встретила его,
Пришедшего взять
Из теснин и извилистых недр Аркадии
По указу Еврисфея, по року отца
Златорогую лань,
Некогда обещанную Ортосии
Писаным обетом Таигеты.
В погоне своей
Он достиг земель, что за спиной у ледяного Борея, ...

Там же сказано, что страна гипербореев, где после годового преследования Геракл настиг лань, находится у "тенистых истоков Истра".

Истр древних греков - это не просто Дунай, но и запредельная река, почти Океан, один рукав которой впадает в Черное а другой (Рона) - в Средиземное.

Идет ли в мифе речь в об очень отдаленных временах ледникового периода, когда северный олень жил в Центральной Европе, или на берега Дуная греки перенесли воспоминание о другой, заполярной Гиперборее. Подобно тому, как полярная Гипербоей спроецировалась на Гиперборейскую Дакию

Вот еще стихотворение Иванова "Венчанная крестом лучистым лань".
9112: By Нил (Radioda) on Понедельник, Июнь 25, 2001 - 02:30:
Где-то я читал, что северный олень не так давно обитал почти во всей Европе. В любом случае, кембриджские знатоки относят палеолитический ареал обитания северных оленей к югу вплоть до севера Альп
e17
, то есть вполне в бассейн Дуная.
9849: By Алексей on Воскресенье, Июль 22, 2001 - 20:10:
Узнал об игре слов в английском (фонетическая кабала?) hart - олень старше пяти лет, heart - сердце. Одинаковое звучание этих слов дает очень глобальный образ в трагедии Шекспира "Юлий Цезарь":

Антоний
.........
Прости мне, Юлий. Как олень затравлен,
Ты здесь лежишь, охотники ж стоят,
Обагрены твоею алой кровью.
Весь мир был лесом этого оленя.
А он, о мир, был сердцем для тебя.
Да, как олень, сражен толпою знати,
Ты здесь лежишь.

Акт III, сцена 1. Перевод М. Зенкевича.

Подчеркивается сакральность произошедшего цареубийства, жертвоприношение.

Всеволод Иванов ("Дионис и прадионисийство") называет молодого оленя, козла, собаку и лисицу главными священными животными фракийского (материкового) пра-Диониса (пра-Арея), Великого Ловчего, горного охотника Загрея (Аристея, Мелитея, Макарея, Ойнея, Афаманта, Актеона ......), формой почитаниz которого было растерзание как hieros gamos.

В "Гамлете" близкaя тема hart-world, тоже связаная с цареубийством и цареубийцей - слова Гамлета после представления пьесы "Мышеловка":

HAMLET
Why, let the stricken deer go weep,
The hart ungalled play;
For some must watch, while some must sleep:
So runs the world away.
Would not this, sir, and a forest of feathers-- if
the rest of my fortunes turn Turk with me--with two
Provincial roses on my razed shoes, get me a
fellowship in a cry of players, sir?
11960: By Алексей on Среда, Октябрь 03, 2001 - 16:58:
Вот греческая икона 17 века Евстафия Плакиды:
http://shatun10.narod.ru/ev.html

Недавно читал журналы "Охота и охотничье хозяйство" времен застоя. Там говорилось, что сейчас расселению дикого северного оленя на юг препятствует не климат, а степень хозяйственного освоения Центральной России, потенциально, при том же климате, ареал дикого северного оленя может расшириться до бассейна Оки. Так было 100-200 лет назад. Предлагались меры по такому восстановлению ареала, вроде тех, какими восстановили ареал лося.
11965: By Алексей on Среда, Октябрь 03, 2001 - 17:42:
DJ Sampo > "Не восходят ли образы распятия посреди рогов оленя, православного креста на полумесяце, некоторых символов алхимии - к некому протосимволу? К какому? Крест на полукруге... Что это?"

Крест и полукруг, крест и рога встретились и на знаменитой тэртерийской надписи:http://shatun10.narod.ru/terter_nadp.html

А вот человек объясняет их сочетание как "алеф и тау", еврейские "альфа и омега".
http://buhryakov.narod.ru/misli.htm

Думаю, что не еврейские , а прото-шумерсие-прото-угорские-палеоевропейские, евреями позже усвоенные.
11984: By AR on Среда, Октябрь 03, 2001 - 21:48:
Еще один пример:

Распятие посреди рогов оленя находится на фасаде Каннонгейт Кирк на главной улице Единбурга (Ройал Майл) Там кстати (на кладбище рядом) похоронен Адам Смит.

Построена в конце самом 17 века.

Ее старый вид.
12486: By Алексей on Понедельник, Октябрь 15, 2001 - 03:31:
Святой Евстафий на удивительно красивой сербской фреске 13 века.
13753: By Алексей on Среда, Декабрь 26, 2001 - 13:09:
Недавно понял, что зря по малограмотности наехал на хорошего писателя Павича.

Узнал, что память семи отроков эфесских празднуется не только 3 августа в Успенский пост, но и 22 октября, в день близкий к современному началу охотничьего сезона.Все правильно.


В настоящее время публикации в этом разделе заблокированы. Свяжитесь с модератором для уточнения подробностей.

Rambler's Top100

Topics Last Day Last Week Tree View    Getting Started Formatting Troubleshooting Program Credits    New Messages Keyword Search Contact Moderators Edit Profile Administration

TopList Rambler's Top100