По поводу переводов

Форумы Арктогеи (philosophy): ТРАДИЦИЯ МЕТАФИЗИКА ИНИЦИАЦИЯ: По поводу переводов
4624: By ВВВ on Воскресенье, Март 04, 2001 - 04:21:
Бывает, конечно, переводчик маху даст. Или переводит с десятого языка от оригинала, но, неужели, когда размещаются эти переводы, нельзя сообразить, что дело неладно. Ну что за бред - Единая Европа: форма и СМЕТЫ (Ю. Эвола "Люди и руины"). Какие сметы, это предпосылки (к объединению Европы). Не говорю уже о том, что сам текст несколько странный, ни начала, ни конца. Так несколько кусков, вырванных из текста. Ну, нельзя же так. Да и по поводу "Йоги могущества" странная ситуация получается: некая священная корова Дхармы теряет свои ноги. По тексту в лучшем случае речь шла о быке (il toro), но у этого слова есть и другой перевод - супружеское (брачное) ложе. Согласитесь, ножки, отваливающиеся от кровати, есть нечто более реальное, чем ноги, отваливающиеся от священной коровы.
4658: By Атака Гризли on Понедельник, Март 05, 2001 - 14:41:
Да это из АТАКИ переводы, потом на сайте СИНЕРГИЙ были... Сайт закрылся - переводы к нам перекочевали.
4692: By ВВВ on Вторник, Март 06, 2001 - 16:36:
Первый текст, возможно, и из "Атаки" (значит они его просто обрезали. Но в то, что "Йога могущества" из "Атаки", верится с трудом. И, кстати "Синергия" никуда не пропала. Она есть в Сети.
Да и речь была не о том. Переводчик, конечно, может напортачить. У самой бывало, но тот, кто такие вещи публикует, должен хотя бы проверять, ЧТО именно он публикует.
4803: By с. on Понедельник, Март 12, 2001 - 12:08:
Викченция, не ругайся - речь шла о конкретном сайте "СИНЕРГИЙ" - том, что был когда-то на Уикэнде, потом на французском сервере, потом его перенесли хрен знает куда, (а по информации от Макса - так и вообще закрыли) а не о том, что висит на нацьонализм.орг
4817: By ВВВ on Вторник, Март 13, 2001 - 06:16:
Все равно ругаться буду. Пусть по-крайней мере, уберут, что это глава из "Люди и руины". Как говорится, не за себя, за Эволу обидно.
4821: By с. on Вторник, Март 13, 2001 - 14:26:
Эвола в Вальгалле уже. Сидит рядом с Одином, Видкуном Квислингом и Божественным Ф. - ему это по фигу ;)
4860: By vb on Среда, Март 14, 2001 - 15:20:
Ги Дебор
Общество зрелища


Усовершенствованное разобщение

Но, разумеется, в наше время, предпочитающее образ самой вещи, копию — оригиналу, представление — действительности, видимость — сущности..., священна только видимость, истина же нечестива. В представлении современников святость возрастает по мере того, как уменьшается истина и растет видимость, так что высшая ступень видимости в то же время составляет для них высшую ступень святости.
Фейербах. Предисловие ко второму изданию Сущности христианства (пер. Ю.М. Антоновского).

1

В тех обществах, где господствуют современные условия производства, сама жизнь предстает в виде безмерного скопления зрелищ. Все, что раньше непосредственно проживалось, теперь переместилось в область презентации.
2

Образы, совершенно лишенные какой бы то ни было видимости жизни, сливаются в общий поток, в котором единство самой этой жизни уже более не восстановимо. Реальность, рассматриваемая в своей разъятости, развертывается, представляя собой некое внутреннее общее единство, как остраненный псевдо-мир, как предмет простого созерцания. Индивидуализация образов мира завершается в мире автономного образа, там, где ложь есть ложь лжеца себе самому. Зрелище, в общем и целом, как конкретная инверсия жизни, есть автономное движение не-жизни.
3

Зрелище представляет собой в одно и то же время всё общество, часть общества и инструмент единения. Как часть общества, оно является именно тем сектором, в котором целиком и полностью сосредоточены как бесцельное созерцание, так и сознание. Вследствие самого факта отдельности данного сектора, он является общим основанием для обманутого взгляда и ложного сознания, а то единение, что достигается в результате, является не более чем официальным языком всеобщего разобщения.
4

Зрелище - это не собрание образов, но социальная связь между людьми, опосредованная образами.
5

Зрелище не может быть понято как неправильное употребление мира визуального представления, как продукт использования методов массового распространения образов. Скорее уж это мировоззрение, ставшее актуальным, переведенное в материальность. Это видение мира, ставшее объективированным.
6

Зрелище, понятое в своей тотальности, является одновременно результатом и проектом существующего способа производства. Оно не является приложением к реальному миру, дополнительной декорацией. Оно является сердцем нереальности реального общества. Во всех своих специфических формах, как информация либо как пропаганда, как реклама или как прямое потребление развлечения, зрелище есть модель того способа жизни, который в данный момент преобладает в обществе. Это вездесущее подтверждение выбора, уже сделанного в отношении способа производства и сопутствующего ему способа потребления. Форма зрелища и его содержание одинаково являются полным оправданием условий и целей существующей системы. Зрелище также представляет собой постоянное присутствие этого оправдания, поскольку оно занимает основную часть времени, проживаемого вне современного производства.
7

Само по себе разобщение уже является частью единства мира, социальной практики в глобальном масштабе, разделенной на реальность и образ. Социальная практика, которой противостоит автономное зрелище, также является реальной всеобщностью, в которую включено зрелище. Но разделение внутри всеобщности искажает ее до такой степени, что зрелище становится ее целью. Язык зрелища состоит из знаков господствующего способа производства, которые одновременно являются главной и единственной целью этого производства.
8

Невозможно отвлеченно противопоставлять зрелище актуальной социальной активности: такое разделение уже содержит разделение в себе самом. Зрелище, инвертирующее реальность, на деле является театральной постановкой. Созерцание зрелища самым материальным образом вторгается в проживаемую реальность, в то время как она параллельно с этим впитывает в себя сам строй зрелища, придавая ему позитивную связность. Объективная реальность присутствует на обеих сторонах. Каждое зафиксированное таким образом понятие не имеет никакого иного основания, кроме перехода в свою противоположность: реальность восстает внутри зрелища, и само зрелище есть реальность. Такое взаимное отчуждение является сущностью и опорой существующего общества.
9

В мире, который есть сплошная неразбериха, истина — это момент фальши.
10

Понятие зрелища объединяет и объясняет великое разнообразие очевидных явлений. Разнообразие и контрасты есть типы видимости внутри одной социально организованной видимости, чья общая истинность сама должна быть признана. Рассматриваемое в своих собственных терминах, зрелище есть подтверждение видимости и подтерждение всей человеческой жизни, а именно социальной жизни, как простой видимости. Но критика, постигающая истину зрелища, разоблачает его как видимое отрицание жизни, как отрицание жизни, ставшее видимым.
11

Для описания зрелища, его формирования, его функций и сил, направленных на его распад, необходимо искусственным образом обособить определенные нераздельные элементы. При анализе зрелища, используется, в определенной степени, язык самого театрального представления в том смысле, что продвигаться приходится по методологической территории того самого общества, которое выражает себя в зрелище. Но зрелище есть не что иное как смысл тотальной практики общественно-экономической формации, ее использование времени. Это историческое движение, в которое мы вовлечены.
12

Зрелище презентирует себя как нечто в чрезвычайной степени положительное, неоспоримое и недоступное. Им не говорится ничего кроме "то, что очевидно, то хорошо; то, что хорошо, то очевидно". Отношение, которого оно требует к себе, в принципе есть пассивное восприятие, фактически уже осуществленное самим способом появления, не предполагающим ответа, самим монополизмом очевидности.
13

Тавтологический по-существу характер зрелища проистекает из того простого факта, что его средства — это одоновременно и его цели. Это солнце, которое никогда не заходит над империей современной пассивности. Оно охватывает всю поверхность мира и бесконечно купается в лучах своей собственной славы.
14

Общество, опирающееся на современную промышленность, отнюдь не случайно или поверхностно театрально, оно фундаментальный зрелищник. В зрелище, являющемся образом правящего экономического уклада, цель ничто, развитие всё. Зрелище не нацелено ни на что, кроме себя самого.
15

В качестве абсолютно необходимой декорации производимых сегодня объектов, в качестве общего экспозэ рациональности системы, в качестве передовой отрасли экономики, непосредственно формирующей все разнообразие объектов-образов, зрелище является основным производством нынешнего общества.
16

Зрелище подчиняет себе живущих людей в той степени, в какой их тотально подчинила себе экономика. Оно развивается для себя не в большей степени, чем это делает экономика. Оно является истинным отражением процесса и способа производства вещей и фальшивым овеществлением производителей.
17

Первая фаза господства экономики над социальной жизнью вносила в определение человеческой самореализации очевидную деградацию бытия в обладание. Настоящая фаза тотальной оккупации социальной жизни аккумулированными результатами экономики ведет к общему сползанию обладания в видимое явление (appearing), из которого актуальное "обладание" и должно выводить свой непосредственный престиж и свою основную функцию. В то же время индивидуальная реальность стала социальной реальностью, напрямую зависимой от социальной власти и сформированной ею. Степень разрешенности появления равна степени ее отсутствия.
18

Там, гле реальный мир преобразуется в простые образы, простые образы становтся реальными существами и действенными мотивациями гипнотического поведения. Зрелище, будучи тенденцией к тому чтобы заставлять видеть мир с помощью различных специальных опосредствований (теперь уж он больше не может схватываться непосредственно), естественно представляет зрение как привилегированное человеческое чувство, каким для других эпох было осязание; наиболее абстрактное, наиболее легко вводимое в заблуждение чувство соответствует общему абстрактному характеру современного общества. Но срелище не может быть идентифицировано путем простого воззрения, даже в сочетании со слушанием. Это то, что ускользает от деятельности людей, то, что ускользает от пересмотра и корректировки с помощью их работы. Оно противоположно диалогу. Повсюду, где имеется независимая репрезентация, зрелище воспроизводит себя.
19

Зрелище наследует всю слабость западного философского проекта, который состоял из попыток осознания деятельности в терминах зрительных категорий; кроме того, оно основывается на постоянном распространении точной формальной рациональности, вырастающей из этой мысли. Зрелище не реализует философию, оно философизирует реальность. Конкретная жизнь каждого выродилась в спекулятивную вселенную.
20

Философия, эта сила обособленной мысли и мысль обособленной силы, никогда бы сама по себе не смогла преодолеть теологию. Зрелище - это материальная реконструкция религиозной иллюзии. Техника зрелища не разогнала религиозных облаков там, где люди поместили свои силы в отдельности от самих себя; оно лишь привязало их к земному суетному основанию. Потому жизнь в ее наиболее приземленной форме становится совершенно непроницаемой и удушливой. Она больше уже не стремится в небесную высь, но скрывает внутри себя свое полное отрицание, свой иллюзорный рай. Зрелище есть техническая реализация изгнания человеческих сил в кромешность; это разделение, совершенное в пределах внутреннего пространства человека.

21

В той степени, в какой необходимость является предметом грез в масштабе общества, греза становится необходимостью. Зрелище - это кошмар заключенного в тюрьму современного общества, который в конце концов суть не более чем его желание спать. Зрелище - страж сна.
22

Тот факт, что практическая мощь современного общества отделила себя и построила независимую империю в зрелище, может быть объяснен только тем, что практической мощи все так же недоставало связности и тем самым она оставалась в противоречии с самой собой.
23

Древнейшая социальная специализация, специализация власти, лежит в основании зрелища. Поэтому зрелище есть специализированная деятельность, говорящая для всех прочих.
24

Зрелище есть беспрерывный дискурс существующего порядке о самом себе, его панегирический монолог. Это автопортрет власти в эпоху ее тоталитарного управления условиями существования. Фетишистский, чисто объективный внешний вид зрелищных отношений скрывает то, что это отношения между людьми и классами: похоже, что вторая природа с ее смертоносными законами всецело поглощает нашу среду. Но зрелище — это не только необходимый продукт технического развития, рассматриваемого как естественное развитие. Общество зрелища, напротив, является формой, выбирающей свое техническое содержание. Если кажется, что зрелище, взятое в узком смысле "масс медиа", являющихся его наиболее яркой поверхностной манифестацией, врывается в общество лишь как оборудование, то это оборудование ни в коем случае не является нейтральным, но является самым подходящим средством, обеспечивающим его тотальное само-перемещение. Если социальные потребности эпохи, в которую такие технологии разрабатываются, могут удовлетворяться только посредством их, если управление этим обществом и все общение между людьми уже не может происходить иначе, кроме как посредством этой власти мгновенной коммуникации, то это потому, что эта "коммуникация" является, в сущности, односторонней. Потому концентрация "коммуникации" является сосредоточением в руках упраления современным обществом средств, позволяющих продолжать это конкретное управление. Обобщенное расщепление зрелища неотделимо от современного государства, а именно от общей формы расщепления внутри общества, являющейся продуктом разделения общественного труда и органа классового господства.
25

Разделение есть альфа и омега зрелища. Институционализация общественного разделения труда и образование классов стали причиной первого сакрального созерцания, мифического порядка, в который окутывает себя всякая власть с самого начала. Сакральное обосновало космический и онтологический порядок, который соответствовал интересам господ; оно объяснило и приукрасило то, что было не под силам обществу. Поэтому вся обособленная сила была зрелищной, но всеобщая приверженность неподвижному образу означала лишь всеобщее принятие воображаемого продления нищеты реальной социальной деятельности, все еще в большой степени воспринимаемой в качестве единичного условия. Современное же зрелище, напротив, выражает то, что общество сделать может, но в этом выражении, дозволенное совершенно противоположно возможному. Зрелище суть сохранение бессознательного в пределах практического изменения условий существования. Это его собственный продукт и он создал свои собственные правила — это псевдосакральная сущность. Оно показывает, что оно есть: отдельная сила, развивающаяся в саму себя, в рост производительности посредством непрекращающегося усовершенствования разделения труда в дробление жестов, которые затем подпадают под власть независимого движения машин — и работа во имя бесконечно расширяющегося рынка. Все сообщество и чувство критицизма растворяются во время этого движения, в котором силы, могущие расти через разделение, еще не воссоединяются.
26
При наличии обобщенного разделения между работником и его продуктами, теряется всякое единое видение выполняемой деятельности и всякое непосредственное личное общение между производителями. Сопровождая ход аккумулирования отдельных продуктов и концентрации производственного процесса, единство и общение становятся исключительным атрибутом руководства системой. Успех экономической системы разделения состоит в пролетаризации мира.
27

Благодаря успеху раздельного производства в качестве производства раздельных, фундаментальный опыт, который в примитивных обществах связан с центральной задачей, находится в процессе перемещения на вершине развития системы посредством не- работы, посредством бездеятельности. Но эта бездеятельность ни в коей мере не освобождена от производительной деятельности — она зависит от производительной деятельности и является застенчивым и восторженным подчинением необходимостям и результатам производства; она сама суть продукт его рациональности. Не может быть никакой свободы вне деятельности, а в контексте зрелища всякая деятельность отрицается, точно так же как действительная деятельность была полностью пленена во имя глобального построения этого результата. Поэтому существующее "освобождение от труда", рост досуга ни в коей мере не является освобождением от труда либо освобождеиием от мира, сформированного этим трудом. Никакая напрасно потраченная деятельность в процессе труда не может быть вновь обретена в подчинении ее результату.
28

Экономическая система, основанная на изоляции, является круговым производством изоляции. Технология базируется на изоляции, и технический процесс изолирует в свою очередь. От автомобиля до телевидения, все товары, отобранные зрелищной системой, являются также и ее оружием для постоянного подкрепления условий изоляции "одиноких толп". Зрелище постоянно переоткрывает для себя свои собственные исходные посылки в более конкретной форме.
29

Источником зрелища является потеря единства мира, а гигантских размеров экспансия современного зрелища выражает собой тотальность этой потери — абстрактный характер всякого конкретного труда и общий абстрактный характер всей полноты производства в совершенстве передается в зрелище, чья форма бытия в конкретности и есть именно абстракция. В зрелище одна часть мира представляет себя миру в своем превосходстве над ним. Зрелище — это не что иное как общий язык этого разделения. То, что связывает зрителей воедино, является не более чем необратимой связью в самом центре, который и поддерживает их изоляцию. Зрелище воссоединяет разделенное, но воссоединяет его именно в качестве разделенного.
30

Отчуждение зрителя в пользу созерцаемого объекта (что является результатом его собственной бессознательной деятельности) выражается следующим образом: чем более он созерцает, тем менее он живет; чем более смиряется он с признанием самого себя в господствующих образах потребности, тем менее понимает он свое собственное существование и свои собственные желания. Внешний характер зрелища по отношению к активному человеку проявляется в том, что его собственные жесты уже более не его, но того другого, кто представляет их ему. Вот почему зритель нигде не чувствует себя как дома — потому что зрелище повсюду.
31

Рабочий не производит себя — он производит независимую силу. Успех этого производства, его избыток возвращается к производителю в виде избытка лишенной собственности. Все время и пространство его мира становится чужим для него с накоплением его отчужденных продуктов. Зрелище — карта этого нового мира, карта, которая точно охватывает всю его территорию. Те самые силы, которые ушли от нас, показывают нам себя во всей своей мощи.
32
Зрелище внутри общества соответствует конкретному производству отчуждения. Экономическая экспансия является главным образом экспансией определенного промышленного производства. Только лишь то самое отчуждение, лежащее у ее истоков, и может взрастать вместе с экономикой, находящейся в движении ради самой себя.
33

Отделенный от своего продукта, человек сам производит все детали своего мира с еще более возрастающей силой и, тем самым, оказывается еще более отделенным от своего мира. Чем больее теперь его жизнь есть его продукт, тем более ложь отделяется от его жизни.
34

Зрелище - это капитал, достигший такой степени аккумуляции, при которой он становится образом.



Прошу комментарии
Переводчик
4880: By Эзотерик on Среда, Март 14, 2001 - 23:53:
Новые переводы Генона:

Генон, Рене. Очерки о традиции и метафизике. Пер. с франц. В.Ю. Быстрова. СПб.: Азбука, 2000, 318 С.
ISBN 5-267-00391-3. Разделы: Традиция, Метафизика, Традиционные науки, Алхимия. Рецензии Генона (на: ван Рийнберка "Таро" и Ж. Шабосо -- также о Таро).
4917: By Эзотерик on Пятница, Март 16, 2001 - 15:55:
Дженишу/Arktur.
Прошу прощения, что использую Форум для личных сообщений.
Днями я получил письмо от Джениша, который отрекомендовался постоянным посетителем форума Арктогеи, но я не могу ответить ему, поскольку письма регулярно возвращаются с пометкой "user unknown".
Джениш, напишите, пожалуйста, на какой адрес Вам надо отвечать.

С уважением,
Эзотерик
4919: By Эзотерик on Пятница, Март 16, 2001 - 15:57:
Дженишу/Arktur.
Прошу прощения, что использую Форум для личных сообщений.
Днями я получил письмо от Джениша, который отрекомендовался постоянным посетителем форума Арктогеи, но я не могу ответить ему, поскольку письма регулярно возвращаются с пометкой "user unknown".
Джениш, напишите, пожалуйста, на какой адрес Вам надо отвечать.

С уважением,
Эзотерик
4999: By ВВВ on Вторник, Март 20, 2001 - 08:44:
Для ПЕРЕВОДЧИКА:
Я бы сказала, что в общем и целом мне понравилось. Хотя, конечно не имея подлинника трудно оценить соответствие исходному тексту.
Безусловный плюс, перевод именно как "зрелище", а не "спектакль". Но вот дальше слишком много иностранщины. Например, по моему в пятом абзаце "визуального представления". Зачем "визуального", чем хуже "зрительного"? Или чуть ниже "Зрелище, понятое в своей тотальности.." Здесь, вместо "тотальности" вполне можно использовать "полнота". Повсюду "аккумуляция", а чем хуже "накопление"? Ну и так далее типа "зрелище презентирует себя", "монополизм очевидности" (диковато, нет?)
Во-вторых, в первом абзаце: "Все, что раньше непосредственно проживалось, теперь переместилось в область презентации". Некрасиво и не очень внятно. Лучше, наверное приблизительно так: "то, что было предметом непосредственного переживания, теперь стало лишь предметом представления" (хотя здесь опять таки без источника сложно советовать). В то же время один совет точно дам: прочитывайте ВСЛУХ все, что переводите. Тогда многие ошибки, невнятные и неудобные для прочтения места сразу бросаются "в уши" :).
В-третьих, слишком много всяких "некое", "это" и т.п. Например, во втором абзаце: "...представляя собой некое внутреннее общее единство..." Ни и зачем здесь "некое"?
А такая фраза вообще ни в какие ворота не лезет: "...Вследствие самого факта отдельности данного сектора..." Тут как-нибудь попроще надо, типа "Уже вследствие своей обособленности (можно добавить "от целого"), эта область (вместо сектора) становится...". Или вот это "ведет к общему сползанию обладания". Совершенно не по-русски! "сползание обладания". Б-р-р-р.
Да и такие слова как "институционализация", на мой взгляд, просто не имеют права на существование.
10895: By ВВВ on Четверг, Сентябрь 06, 2001 - 07:28:
В связи с переводами две просьбы ко всем.

Во-первых, нужны материалы по Паунду, на языках (!) итальянский, французский, английский. Не стихи, а его публицистика и материалы о нем.

Во-вторых, может у кого-нибудь есть желание заняться общественно-полезной работой :), а именно редактированием "Люди и руины". Готовим книгу к изданию, но есть большая проблема с редактором.

Правда, я сейчас уезжаю где-то на месяц, но если Нил не будет возражать, я отправлю ему одну главу из книги (как раз ту, на перевод которой ругалась в начале этой ветки), а желающие могут попробовать ее отредактировать.
Если честно, мой перевод тоже не блещет :).
10918: By Драгоман on Пятница, Сентябрь 07, 2001 - 11:25:
Я готов. Имею образование и небольшой опыт. Остальные подробности - у Нила.
11656: By Новое сопротивление on Среда, Сентябрь 26, 2001 - 13:12:
О Паунде можно статью Серрано с сайта НС взять... Это отдельная статья, не отрывок из книги... Там, правда, некоторые цитаты и имена неплохо бы уточнить, но в целом все нормально... Отпиши мне, если интерес будет?


В настоящее время публикации в этом разделе заблокированы. Свяжитесь с модератором для уточнения подробностей.

Rambler's Top100

Topics Last Day Last Week Tree View    Getting Started Formatting Troubleshooting Program Credits    New Messages Keyword Search Contact Moderators Edit Profile Administration

TopList Rambler's Top100