Я. Ксенакис. Хаос - Расчет - Стихия

Форумы Арктогеи (philosophy): ТРАДИЦИЯ МЕТАФИЗИКА ИНИЦИАЦИЯ: Я. Ксенакис. Хаос - Расчет - Стихия
16959: By В.Ф. Шельмонт-Крлежа on Вторник, Февраль 18, 2003 - 15:40:
Янис Ксенакис (1924-1990) - один из крупнейших композиторов ХХ столетия.
Перу Ксенакиса принадлежит огромное количество музыкальных произведений, каждое из которых звучит... скажем, так - довольно безжалостно по отношению к молодёжи, одержимой поп-музыкальными страстями.Янис Ксенакис считается французским композитором, но по происхождению он грек. В годы второй мировой войны молодой инженер Янис Ксенакис воевал в партизанском отряде с фашистами, а потом - с освободителями англичанами. В результате тяжёлого ранения и контузии он потерял глаз. Коммунист Ксенакис был объявлен государственным преступником и приговорён к смертной казни, но ему удалось бежать во Францию. Кстати, его смертный приговор был отменён только в 1974-ом году.
Во Франции Ксенакис оказался в мастерской знаменитого архитектора и крупного теоретика-формалиста Ле Корбюзье.Интересовали Ксенакиса здания без крыш и без стен. Пространство создаётся изгибающейся железобетонной поверхностью. Технология такова - из прямых металлических спиц собирается сложной формы каркас: если кому-то слова «гиперболоид вращения, построенный из касательных к его поверхности» что-то говорят, то это именно оно и есть. А если вас эти слова, скорее, пугают, то можно вспомнить телебашню Шухова, которая стоит в Москве на Шаболовке. Каждая из её секций построена из пересекающихся прямых металлических спиц. В 1956-ом году Ле Корбюзье получил заказ от голландского концерна Philips построить павильон для всемирной выставки 1958-го года в Брюсселе. Рогатое здание, похожее на шатёр инопланетянина, спроектировал, построил и озвучил Янис Ксенакис, но до сих пор оно считается шедевром Корбюзье.В павильоне звучал - в бесконечном повторе - трёхминутный электронный опус Ксенакиса Concret PH. Легенда гласит, что эта музыка была изготовлена так: композитор поджёг микрофон, который записывал горение собственного корпуса и мембраны. Более трезвая версия утверждает, что Ксенакис записал треск углей и потом из тысяч кусочков склеил свою музыку. Как несложно догадаться, занимался Ксенакис не только архитектурой и сопроматом. В парижской консерватории он посещал лекции Оливье Мессиана, но, вообще говоря, высшего музыкального образования у него не было.
Первое серьёзное произведение Ксенакиса - симфоническая пьеса Metastaseis («Метастазы»), 1954. Кстати, большинство произведений Ксенакиса носят греческие названия.Пьеса начинается скандально знаменитым глиссандо - медленно поднимающимся звуком струнных. Существует рисунок Ксенакиса, изображающий, как движутся линии отдельных инструментов: сближаются, разъезжаются, уплотняются, ломаются...Иными словами, партитура очень сильно напоминает схему металлического каркаса тех зданий, которые проектировал Ксенакис. Эта музыка явно вдохновлена визуальной аналогией. Тянущиеся линии - это рёбра жёсткости. Пьесу «Метастазы» освистали не только консерваторы. Лидеры европейского авангарда - Булез и Штокхаузен - тоже были оскорблены до глубины души. Дело в том, что в 50-х последним словом авангардистской мысли был так называемый «сериализм» - сложнейшим образом устроенная музыка, которая воспринималась как акустический пуантилизм - то есть состояла из отдельных звуков, висящих в пустоте. На слух никакой логической связи между этими разнородными звуками обнаружить было невозможно, всё вместе производило впечатление бессистемного, визгливого и довольно разреженного акустического пара. (С последней фразой резко не согласен; «отдельные звуки, висящие в пустоте» - тоже перебор. Впрочем, Мастерам было не до оценочных полутонов в полемике. – В.Ф. Ш-К.)
Ксенакис написал статью против сериалистического метода и, разумеется, восстановил против себя весь европейский авангард.СВОЮ МЫСЛЬ КСЕНАКИС ФОРМУЛИРОВАЛ ТАК: ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ ОГРОМНУЮ ТОЛПУ ВОЗМУЩЁННОГО НАРОДА. ГОЛОСА СЛИВАЮТСЯ В ГУЛ, ИЗ КОТОРОГО ВЫДЕЛЯЮТСЯ ОТДЕЛЬНЫЕ ВОЗГЛАСЫ И КРИКИ. ТОЛПА ВЕДЁТ СЕБЯ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ, ТОЛПА ДЫШИТ, РАСТЁТ, ДВИЖЕТСЯ... МОЖНО ЛИ СОЗДАВАТЬ МУЗЫКУ, ДУМАЯ НЕ ОБ ОТДЕЛЬНЫХ НОТАХ И ИНСТРУМЕНТАХ, НО СРАЗУ - ОБ ОБЩЕМ ЭФФЕКТЕ, ТО ЕСТЬ ПРОЕКТИРОВАТЬ ЗВУКОВЫЕ МАССЫ С ЗАРАНЕЕ ЗАДАННЫМИ СВОЙСТВАМИ? Да, утверждал Ксенакис. Параметры отдельных звуков не имеют особого значения. Если слушатель воспринимает какой-то пассаж пьесы в качестве аморфного облака, то композитор так и должен его сочинять в виде аморфного облака, ориентируясь не на звучание отдельных микро-звуков, к чему призывал Штокхаузен, а на общий эффект, который вполне можно создать, прибегнув к математическим методам. Соответствующая область математики называется статистикой, а музыку, сочинённую или, лучше сказать, - сгенерированную, с применением статистических методов, Ксенакис назвал «стохастической». Несмотря на то, что статистика - дисциплина родственная теории вероятности, стохастическая музыка - ни в коем случае не «случайная музыка». Статистические методы Ксенакис применял для целенаправленного построения больших звуковых масс с заранее заданными свойствами. Композитор резко критиковал своих коллег, музыка которых базировалась на математических моделях, не сложнее элементарной арифметики.ПРИ ЭТОМ КСЕНАКИС ВОВСЕ НЕ БЫЛ, КАК УТВЕРЖДАЮТ СЕГОДНЯ НЕКРОЛОГИ, «ЗАЩИТНИКОМ НАУЧНОГО, РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К НАПИСАНИЮ МУЗЫКИ». СКОРЕЕ, ОН ПРИМЕНЯЛ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ ИРРАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕТАФИЗИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ МУЗЫКИ.Кстати, музыка Ксенакиса звучит куда более богато и выразительно в тембральном отношении, чем продукция его конкурентов Булеза и Штокхаузена. Музыка Ксенакиса - куда драматичнее и трагичнее. МИРОВОСПРИЯТИЕ КОМПОЗИТОРА СФОРМИРОВАЛОСЬ, КОГДА ОН ЕЩЁ МОЛОДЫМ ЧЕЛОВЕКОМ ВОЕВАЛ В ПАРТИЗАНСКОМ ОТРЯДЕ С ФАШИСТАМИ. ИМЕННО ОТТУДА И ИДЁТ ЕГО ИДЕЯ МУЗЫКИ КАК ТОЛПЫ, МУЗЫКИ КАК СТИХИИ. В 60-х Ксенакиса и всех остальных европейских авангардистов разделяла бездна. АЛЕАТОРИКА - ТО ЕСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНОГО РОДА СЛУЧАЙНЫХ ИЛИ ИМПРОВИЗИРОВАННЫХ ЭФФЕКТОВ В РАМКАХ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ - ЭТО СОВСЕМ НЕ ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО СТОХАСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД КСЕНАКИСА. МУЗЫКА КСЕНАКИСА ВОВСЕ НЕ СЛУЧАЙНА И НЕ ПРОИЗВОЛЬНА.(Алеаторика - кроме случаев коллективной импровизации без руля, ветрил и берегов – путь от закономерного к случайному. Радикальная до экстремизма аналогия в поэзии – ранний Пастернак, буквально обожествивший «детали», на которые падает взгляд внешний и внутренний. Стохастический метод – напротив, путь СТИХИИ, ПРОБИВАЮЩЕЙСЯ – И ПРОБИВШЕЙСЯ - СКВОЗЬ ХАОС: от случайного к закономерному. После сколь угодно удачных ИЗОБРАЖЕНИЙ стихий - шелестов леса, игр воды - пришла пора уже не изобразить, но дать им ПРО-ЯВИТЬСЯ в звуке: Брахманом, который есть Атман.- В.Ф. Ш-К.)
«Persepolis» - один из немногих действительно масштабных проектов Яниса Ксенакиса. 1971 год. Эта электроакустическая музыка звучала ночью на развалинах античного города. (Персеполиса, что в Иране. – В.Г. Ш-К.) Спроектировал композитор и массу световых эффектов.
Не секрет, что генерировать случайные числа, случайные ноты, случайные звуки со случайными тембрами - это довольно несложная и малоинтересная задача. Сложно придумать, как управлять степенью случайности. Интересна многоэтажная ситуация с динамически меняющимися внутренними связями, которая не совсем детерминирована, но и не совсем случайна.Идея Ксенакиса состояла в том, что моделью может служить шарик, прыгающий между двумя эластичными стенками, каждая из которых тоже постепенно начинает колебаться с собственной частотой (модель «обычной» музыки, точнее говоря, волнового процесса, лежащего в её основе, - это тяжёлый шарик на нити, то есть маятник: он порождает синусоидальные колебания). Модель с шариком и двумя стенками - наглядная, хорошо известная, но не очень элементарная в математическом смысле модель. Она применяется сразу на нескольких уровнях: представьте себе, что все параметры системы - и масса шарика, и степень упругости стенок, и даже расстояние между стенками - контролируется такого же сорта моделью. То есть масса шарика увеличивается и уменьшается по тому же самому закону, который управляет колебанием твёрдого тела между двумя мембранами. А иногда параметры изменяются скачкообразно - но тоже в пределах, которые не стоят на месте, а увеличиваются и уменьшаются по тому же самому закону. Всё это приводит к тому, что появляется гора чисел, которые надо как-то контролировать, причём заранее не очевидно, как именно каждое из них влияет на поведение системы в целом - то есть на окончательный результат. Дело в том, что невозможно предсказать, как именно будет вести себя система при том или ином наборе начальных параметров. Такого рода глубинно неоднозначные ситуации анализируют математические дисциплины, называемые теорией хаоса и теорией нелинейных систем. Стохастический шарик Ксенакиса был представлен на нескольких научных конференциях, посвящённых компьютерной музыке: это было действительно новое и, главное, - независимое слово. Ксенакис придумал и несколько остроумных способов, как колебания своего шарика применить к генерации компьютерного аудио-файла, что само по себе тоже не очень очевидно. В любом случае, его пьесу (очень нервную, визгливую и дико изменчивую) не сымитируешь, бешено вращая ручки даже самого шикарного аналогового синтезатора.
Андрей Горохов, 2000 г. С сокращениями.
16961: By В.Ф. Шельмонт-Крлежа on Вторник, Февраль 18, 2003 - 19:50:
Ошибка выше: год рождения Я. Ксенакиса - 1922-й (он же год смерти В. Хлебникова).


В настоящее время публикации в этом разделе заблокированы. Свяжитесь с модератором для уточнения подробностей.

Rambler's Top100

Topics Last Day Last Week Tree View    Getting Started Formatting Troubleshooting Program Credits    New Messages Keyword Search Contact Moderators Edit Profile Administration

TopList Rambler's Top100